Успешный старт невозможен без тщательной подготовки. Можно выпустить «хоть что-то» и удивляться скромному результату, но лучше заранее выполнить работу, которая существенно облегчит жизнь в будущем. Что необходимо предусмотреть и проверить перед запуском сайта, и почему это важно сделать заранее, расскажем в статье.
О необходимости подготовки
На минуту станем пророками и попробуем предсказать будущее сайта, запущенного «как есть», без предварительной проверки и тестирования. О быстрой индексации поисковыми системами говорить не приходится, но владельцы, например, интернет-магазинов могут быстро привлечь посетителей с помощью рекламы и ссылок в социальных сетях. Способ действенный, но что будет дальше?
Во-первых, посетители рискуют столкнуться с отсутствием необходимой информации о товаре, компании и условиях ее работы. Можно позвонить? Несомненно, но далеко не каждый станет это делать, особенно, если аналогичных предложений много.
Во-вторых, сайт может некорректно работать в разных браузерах, непривлекательно выглядеть на экранах смартфонов, давать технические сбои при попытках оформить заказ, оставить сообщение или совершить другое важное действие. Можно попробовать позже, воспользоваться компьютером или наконец-то сменить браузер? Да, но это сделает мизерное количество посетителей, и работать придется только со счастливчиками, случайно попавшими на сайт удачным способом.
В-третьих, сайт может быть сколь угодно красивым, но обязан быть удобным. Запутавшись в навигации и не найдя нужного, посетитель уйдет и вряд ли вернется. Подход «кому надо – разберется» работает только для сайтов, не имеющих аналогов. Но и там пользователи скорее мирятся с неудобствами, а не относятся с пониманием к проблемам владельца ресурса.
В результате: посетители уходят, поисковые системы относятся с подозрением, высоких позиций в выдаче нет, затраты не окупаются. Остается только обращаться к специалистам по SEO и вносить существенные изменения, способные сдвинуть сайт с «мертвой точки». В самой печальной ситуации проще сделать новый сайт.
А теперь вернемся в сегодняшний день и посмотрим, что можно и нужно сделать, чтобы избежать печальных последствий невнимательности, непредусмотрительности и принципа «как-нибудь потом».
Технические нюансы
Чтобы страницы сайта появились в поисковой выдаче, они должны быть проиндексированы и оценены роботами Яндекса и Google. Чтобы это мероприятие прошло успешно, необходимо следующее:
- файл robots.txt, содержащий информацию об индексируемых и неиндексируемых страницах и сам открытый для индексации роботами поисковиков;
- теги Title и Descripton, описывающие содержание страниц (для каждой – свои) и содержащие ключевые слова (из заранее составленного семантического ядра);
- карта сайта (sitemap.xml) – как правило, генерируется автоматически, но ее корректность можно дополнительно проверить в панели вебмастера;
- редиректы, перенаправляющие роботов и пользователей с одной страницы на другую (если есть такая необходимость);
- ЧПУ – понятные адреса (URL) страниц, соответствующие содержимому и содержащие ключевые слова.
- rel=canonical – атрибут, указывающий на основную страницу и исключающий индексирование дублей (актуально для интернет-магазинов и сайтов с мобильными версиями);
- микроразметка Schema.org, использующаяся для формирования сниппетов.
Это основные моменты, на которые нужно обратить внимание, но нюансов может быть гораздо больше. Проверить сайт можно с помощью валидаторов HTML-кода и сервисов панелей вебмастеров Яндекса и Google (например, Google Search Console). Разумеется, сайт должен быть зарегистрирован в панели вебмастера.
Тестирование и еще раз тестирование
Чтобы пользователи могли чувствовать себя свободно и уверенно, необходимо проверить:
- Работу сайта на различных устройствах и в браузерах. Можно просто посмотреть, как он выглядит, и убедиться, что все действует, как задумано.
- Навигацию. Меню должно быть понятным, ссылки – рабочими, кнопки – заметными. Для чистоты эксперимента рекомендуется обратиться за помощью к людям, не имеющим отношения к разработке сайта (друзьям, родственникам, знакомым).
- Работу всего функционала. Это особенно важно, если планируется активное взаимодействие с посетителями сайта. Также важно заранее убедиться, что всплывающие окна и онлайн-консультанты не мешают изучать контент.
- Скорость загрузки страниц.
На самом деле, проще говорить о проверке юзабилити как такового, но об удобстве пользователей нужно думать еще на стадии проектирования сайта. Здесь же важно убедиться, что все работает, «битых» ссылок нет, и сайтом можно пользоваться без проблем.
Сбор аналитики
Еще до запуска сайта необходимо установить Яндекс.Метрику и Google Analytics. Важно не забыть и о плагинах социальных сетей для ретаргетинга. Именно это часто откладывают на потом, но «потом» для аналитики будет упущено то, что было «вначале».
Вопросы безопасности
Рекомендуется сразу получить SSL-сертификат и использовать протокол безопасной передачи данных HTTPS. Кроме того, следует проверить:
- защищенность хостинга;
- возможность резервного копирования;
- корректность работы сторонних сервисов, если таковые используются;
- наличие на сайте документов «Согласие на обработку персональных данных» и «Политика конфиденциальности».
Работе с персональными данными в последнее время уделяется все больше внимания надзорных органов, и следует заранее изучить, что необходимо для обеспечения безопасного хранения информации о пользователях.
Необходимый минимум контента
Если речь идет об интернет-магазине, нужно предоставить не только информацию о товаре, но и сведения о продавце. Важно сразу рассказать об условиях доставки и оплаты, отметить свои преимущества, подчеркнуть достоинства эксклюзивных предложений. В тексты стоит добавить разумное количество ключевых слов, а картинки желательно оптимизировать (как – рассказано здесь: http://promoteh.ru/articles/_aview_b404).
В заключение
Мы перечислили основные этапы проверки, необходимые для каждого сайта. Но в зависимости от специфики самого ресурса и ведения работ по его созданию, могут быть актуальными другие проблемы, например, наличие большого количества тестовых копий или проблемы с выполнением тех или иных корректировок в выбранной CMS. Эти вопросы тоже необходимо решать до запуска сайта. Самостоятельно или с помощью специалистов, но проверку провести необходимо, чтобы избежать впоследствии сложностей с индексацией и работой для клиентов.