+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Когда нужен айтрекинг?

3 Августа 2019

Технологии становятся доступнее, и айтрекинг не исключение. Можно купить оборудование или заказать исследование в агентстве, но стоит ли всем это делать? Что дает айтрекинг и когда он действительно важен, разберем в статье.

Способы UX-тестирования

Существует много способов проверить, как посетители ведут себя на сайте:

  • отчеты Яндекс.Метрики и Google Analytics покажут, какие страницы посещают люди, как долго находятся на сайте и откуда уходят;
  • вебвизор Яндекса формирует тепловую карту кликов, на которой можно увидеть, как люди взаимодействуют со страницей;
  • плагины для CMS, создающие тепловые карты, тоже позволяют следить за кликами, скроллингом и перемещениями по сайту;
  • очное тестирование сайта на фокус-группе с заполнением опросника, по методу «мысли вслух» или без дополнительных вопросов;
  • айтрекинг, по результатам которого выясняется, куда смотрят пользователи.

Выбор способа зависит от целей тестирования и информации, которую нужно узнать. В одних случаях достаточно инструментов Яндекс.Метрики и тепловых карт. При запуске сайта с непривычным оформлением и функциональностью стоит провести более подробные исследования, сочетая несколько разных способов тестирования. Прежде чем включать в этот список айтрекинг, стоит понять, будет ли он полезен.

Особенности айтрекинга

Это исследование проводят с целью узнать, как люди визуально ищут информацию на сайте и на какие элементы обращают больше внимания. И выбирая такое тестирование нужно учесть его плюсы и минусы:

  • для айтрекинга требуется специальное оборудование и программное обеспечение — если нет планов по созданию собственной лаборатории для UX-тестов, проще обратиться в агентство;
  • по результатам айтрекинга можно узнать, как люди осматривают страницу и на чем задерживают взгляд — порядок перемещений взгляда (саккад) указывает на привычки при поиске информации, для остановок (фиксаций) определяется продолжительность;
  • во время тестирования ведется видеофиксация процесса, помогающая интерпретировать результаты;
  • можно узнать, что отвлекает во время взаимодействия с основным контентом — так тестируется расположение баннеров, оповещений, всплывающих окон;
  • сложно узнать, почему человек задерживает взгляд на определенном элементе — это может быть как непонимание, так и задумчивость по другому поводу;
  • респонденты не всегда могут объяснить, что повлияло на их поведение — в отличие от обычного выполнения какого-либо задания с пояснениями вслух, здесь нежелательно отвлекаться взглядом на модератора, а самоанализ поведения возможен редко и не у всех;
  • требуется калибровка оборудования на респондентов — здесь случаются непредвиденные сбои из-за смены очков, макияжа, сложной прически перед самим тестированием;
  • результаты сложно интерпретировать — по вышеперечисленным причинам и из-за смешения данных, например, от тех, кто сразу заметил нужный элемент, и от тех, кто увидел его и задумался.

Айтрекинг может стать полезным дополнительным тестированием при условии грамотного проведения и анализа. Но он не всегда нужен.   

Что можно не проверять?

Такие исследования избыточны при использовании проверенных решений в дизайне и расположении элементов. Со времени появления этого инструмента многое уже протестировано, и даны общепризнанные рекомендации. Например:

  • расположение элементов (меню, заголовки, текст и т.д.) с учетом «F-паттерна» (движение взгляда по траектории, похожей на букву F, характерное для всех читающих слева направо);
  • визуальное выделение кнопок с призывом к действию;
  • стандартное расположение привычных элементов («корзина», меню, каталог) там, где они размещены у большинства, и, следовательно, там, где их ожидают увидеть;
  • указание зачеркнутых цен при скидках.

Читабельность текста, разумное количество элементов на экране (включая все, что появляется в процессе взаимодействия), понятное изложение информации стали правилами для любого сайта, в том числе, благодаря айтрекингу.

Если нет революционных решений и нужно просто сделать «удобно и красиво», можно обойтись без айтрекинга и довериться хорошим дизайнеру и разработчику. Для тестирования, изменений и проверки результатов, в большинстве случаев, хватит статистических отчетов и тепловых карт.

Когда айтрекинг полезен?

Проследить за взглядами пользователей нужно, предлагая им сложные или непривычные способы взаимодействия с сайтом. Это могут быть:

  • новые сервисы, где нужно понять расположение и назначение кнопок, ссылок, форм для заполнения и других элементов;
  • сайты со всплывающими уведомлениями и оповещениями, для которых нужно выяснить, насколько такие элементы отвлекают пользователя от основного занятия;
  • медиапроекты, тестирующие расположение информационных блоков;
  • сайты с непривычной навигацией, новыми возможностями для пользователей, необычным дизайном;
  • игры.

В таких случаях айтрекинг покажет, что люди сразу замечают, как они осматривают страницу, где ищут кнопки и разделы, на что отвлекаются. Главное, правильно интерпретировать результаты.

Вывод

Айтрекинг — полезный и информативный способ UX-тестирования сложных сайтов. Но нужно помнить, что все зависит не столько от самого проведения тестирования, сколько от анализа его результатов. Поэтому айтрекинг стоит заказывать у профессионалов и использовать в сочетании с другими исследованиями.


Когда нужен айтрекинг?

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных