Технологии становятся доступнее, и айтрекинг не исключение. Можно купить оборудование или заказать исследование в агентстве, но стоит ли всем это делать? Что дает айтрекинг и когда он действительно важен, разберем в статье.
Способы UX-тестирования
Существует много способов проверить, как посетители ведут себя на сайте:
- отчеты Яндекс.Метрики и Google Analytics покажут, какие страницы посещают люди, как долго находятся на сайте и откуда уходят;
- вебвизор Яндекса формирует тепловую карту кликов, на которой можно увидеть, как люди взаимодействуют со страницей;
- плагины для CMS, создающие тепловые карты, тоже позволяют следить за кликами, скроллингом и перемещениями по сайту;
- очное тестирование сайта на фокус-группе с заполнением опросника, по методу «мысли вслух» или без дополнительных вопросов;
- айтрекинг, по результатам которого выясняется, куда смотрят пользователи.
Выбор способа зависит от целей тестирования и информации, которую нужно узнать. В одних случаях достаточно инструментов Яндекс.Метрики и тепловых карт. При запуске сайта с непривычным оформлением и функциональностью стоит провести более подробные исследования, сочетая несколько разных способов тестирования. Прежде чем включать в этот список айтрекинг, стоит понять, будет ли он полезен.
Особенности айтрекинга
Это исследование проводят с целью узнать, как люди визуально ищут информацию на сайте и на какие элементы обращают больше внимания. И выбирая такое тестирование нужно учесть его плюсы и минусы:
- для айтрекинга требуется специальное оборудование и программное обеспечение — если нет планов по созданию собственной лаборатории для UX-тестов, проще обратиться в агентство;
- по результатам айтрекинга можно узнать, как люди осматривают страницу и на чем задерживают взгляд — порядок перемещений взгляда (саккад) указывает на привычки при поиске информации, для остановок (фиксаций) определяется продолжительность;
- во время тестирования ведется видеофиксация процесса, помогающая интерпретировать результаты;
- можно узнать, что отвлекает во время взаимодействия с основным контентом — так тестируется расположение баннеров, оповещений, всплывающих окон;
- сложно узнать, почему человек задерживает взгляд на определенном элементе — это может быть как непонимание, так и задумчивость по другому поводу;
- респонденты не всегда могут объяснить, что повлияло на их поведение — в отличие от обычного выполнения какого-либо задания с пояснениями вслух, здесь нежелательно отвлекаться взглядом на модератора, а самоанализ поведения возможен редко и не у всех;
- требуется калибровка оборудования на респондентов — здесь случаются непредвиденные сбои из-за смены очков, макияжа, сложной прически перед самим тестированием;
- результаты сложно интерпретировать — по вышеперечисленным причинам и из-за смешения данных, например, от тех, кто сразу заметил нужный элемент, и от тех, кто увидел его и задумался.
Айтрекинг может стать полезным дополнительным тестированием при условии грамотного проведения и анализа. Но он не всегда нужен.
Что можно не проверять?
Такие исследования избыточны при использовании проверенных решений в дизайне и расположении элементов. Со времени появления этого инструмента многое уже протестировано, и даны общепризнанные рекомендации. Например:
- расположение элементов (меню, заголовки, текст и т.д.) с учетом «F-паттерна» (движение взгляда по траектории, похожей на букву F, характерное для всех читающих слева направо);
- визуальное выделение кнопок с призывом к действию;
- стандартное расположение привычных элементов («корзина», меню, каталог) там, где они размещены у большинства, и, следовательно, там, где их ожидают увидеть;
- указание зачеркнутых цен при скидках.
Читабельность текста, разумное количество элементов на экране (включая все, что появляется в процессе взаимодействия), понятное изложение информации стали правилами для любого сайта, в том числе, благодаря айтрекингу.
Если нет революционных решений и нужно просто сделать «удобно и красиво», можно обойтись без айтрекинга и довериться хорошим дизайнеру и разработчику. Для тестирования, изменений и проверки результатов, в большинстве случаев, хватит статистических отчетов и тепловых карт.
Когда айтрекинг полезен?
Проследить за взглядами пользователей нужно, предлагая им сложные или непривычные способы взаимодействия с сайтом. Это могут быть:
- новые сервисы, где нужно понять расположение и назначение кнопок, ссылок, форм для заполнения и других элементов;
- сайты со всплывающими уведомлениями и оповещениями, для которых нужно выяснить, насколько такие элементы отвлекают пользователя от основного занятия;
- медиапроекты, тестирующие расположение информационных блоков;
- сайты с непривычной навигацией, новыми возможностями для пользователей, необычным дизайном;
- игры.
В таких случаях айтрекинг покажет, что люди сразу замечают, как они осматривают страницу, где ищут кнопки и разделы, на что отвлекаются. Главное, правильно интерпретировать результаты.
Вывод
Айтрекинг — полезный и информативный способ UX-тестирования сложных сайтов. Но нужно помнить, что все зависит не столько от самого проведения тестирования, сколько от анализа его результатов. Поэтому айтрекинг стоит заказывать у профессионалов и использовать в сочетании с другими исследованиями.