+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Мониторинг сайта: для чего, когда и как?

26 Июня 2020

Чтобы вовремя обнаруживать неполадки в работе сайта и отражать хакерские атаки, нужны специальные сервисы. Почему простых проверок недостаточно и как позаботиться о безопасности и доступности сайта, расскажем в статье.

Зачем это нужно?

Бытует мнение, что особые решения для мониторинга избыточны: сотрудники сами заметят проблемы в работе с сайтом, а для всего остального есть системы аналитики и веб-антивирусы. И правда, для небольших сайтов без активной коммерческой деятельности может быть достаточно простых ручных проверок. Главное, регулярно запускать антивирус и не пренебрегать правилами безопасности при работе в сети (мы рассказывали о них в этой статье: https://m.promoteh.ru/articles/_aview_b478

Постоянный мониторинг работоспособности нужен, когда важно выполнение таких условий:

  • наблюдение за сайтом в режиме 24/7;
  • быстрое выявление и устранение любых неполадок, от падения сервера до появления зашифрованного вредоносного кода;
  • автоматическая отправка уведомлений о сбоях, в том числе с разделением получателей по зонам ответственности;
  • контроль сохранности пользовательских данных и предотвращение утечек;
  • выявление хакерских атак, как массовых, так и индивидуальных;
  • обнаружение любых проблем с безопасностью быстрее хостера, почтовых сервисов и поисковых систем.

Поясним последний пункт: если сайт атакован и это замечено роботами Яндекса, Google и веб-антивирусов, он будет автоматически помещен в «черный список», из которого непросто выбраться. А хостер имеет право просто заблокировать сайт или рассылки с него, если обнаружит подозрительные действия (например, рассылку спама). В любом случае серьезных проблем можно избежать, если самостоятельно вовремя обнаружить вирус.

К счастью, есть разные способы организовать постоянный мониторинг. И один из самых доступных — использование специальных систем. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при выборе поставщиков таких услуг.

Что необходимо проверять?

Не будем вдаваться в технические подробности — с ними приведенный ниже список был бы слишком велик. Вместо этого перечислим основные виды проверок:

  • внутренний мониторинг — все, что связано с работоспособностью и доступностью сайта;
  • контроль безопасности — может выполняться совместно с внутренним мониторингом или с помощью дополнительного сервиса в системе;
  • внешний мониторинг — проверка на вирусы и эмуляция действий пользователь для их обнаружения;
  • контроль целостности файловой системы — выявление изменений по всей конфигурации;
  • проверка копий при резервном копировании — для сохранения работоспособных и чистых от вирусов версий.

В каждом случае появляются свои требования. Кому-то важно хранить историю действий пользователей на сайте (и не только по закону), другому необходимо ежедневно выполнять проверки без перегрузки сервера, третьему жизненно необходимо максимально быстро реагировать на сбои. Поэтому, прежде чем выбирать систему с самым красивым логотипом, нужно тщательно поработать со списком требований, лучше всего с помощью специалиста.

Когда и как внедрять?

Здесь прекрасно подходит шуточный ответ: «Вчера и срочно». Если серьезно, без мониторинга работоспособности и безопасности сайта сложно обойтись. По данным проверки выборки сайтов за прошлый, 2019, год:

  • на 68% сайтов возможна кража персональных данных;
  • 16% оказались полностью подконтрольны мошенникам в результате атаки;
  • высокий уровень риска присвоен каждой пятой обнаруженной уязвимости.

Поэтому позаботиться о безопасности сайта и его посетителей нужно как можно быстрее, особенно, если для этого еще ничего не сделано. Но торопиться и подключать первый попавшийся сервис тоже не стоит.

Внедрите ручные или полуавтоматические проверки веб-антивирусом, запустите резервное копирование и другие доступные услуги у хостера и приступайте к поиску более серьезных решений.   

Что выбрать?

Изучая системы мониторинга, как и при выборе других сервисов, стоит обратить внимание на следующее:

  • Функциональность. Список требований к системе составлен, не так ли? Вооружившись им, проверяем, что «умеет» предлагаемый вариант. Так отбрасываются слишком простые решения, к которым нужно добавлять множество других сервисов. И откладываются в сторону системы с избыточными функциями.
  • Интеграция с другими сервисами и ПО. Ясно, что система должна работать с CMS сайта, а также со своими «коллегами» по мониторингу. Дополнительно может понадобиться интеграция с определенным мессенджером для отправки уведомлений или с другими компонентами общей системы управления сайтом.
  • Наличие специалистов. Внедрение и поддержка системы не должны стать проблемой. Не стоит выбирать системы и сервисы, по которым есть только два специалиста на всю страну, и оба работают у поставщика услуги. Мониторинг тоже может давать сбои, поэтому нужно убедиться в том, что его есть кому починить.
  • Возможность масштабирования. К примеру, в планах есть создание еще одного сайта компании. Или планируется активно развивать функциональность «личного кабинета». Что бы ни задумывалось, желательно сразу выбирать решение, с которым не придется расставаться.
  • Репутация. Этот пункт важен не только в привычном понимании. Речь идет о многофункциональных системах, одни из которых сильны в поиске вирусов, другие — в мониторинге сбоев. Стоит изучить отзывы пользователей системы и выяснить, что и где работает лучше, а что реализовано слабо. Ведь во втором списке могут оказаться важные функции.
  • Работа техподдержки. Закончим пунктом, о котором порой забывают. Наличие русскоязычной, квалифицированной и быстро отвечающей техподдержки очень важно, когда речь идет о работоспособности сайта. Чем быстрее выяснится, в чем проблема, тем меньше будет потерь.

Итак, необходимо определиться с функциональностью системы и внимательно изучить подходящие предложения. Помощь специалиста по внедрению таких решений будет очень полезна. И может случиться, что понадобится совмещение нескольких сервисов, каждый из которых нужно выбирать вдумчиво и не только по цене.

В заключение

Может показаться, что организация мониторинга — это слишком хлопотное дело. Да, без обращения к специалистам и сложности выбора оптимального решения не обойтись. Зато сайт будет под постоянным автоматическим наблюдением, и любые сбои и вирусы будут удалены без простоев.


Мониторинг сайта: для чего, когда и как?

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных