+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

ФАС vs интернет: как не нарушить «Закон о рекламе»?

13 Января 2016

Размещение рекламы в интернете, несмотря на специфику подачи информации, пока не учтенную  законодательством, регулируется Антимонопольной службой. Но в судебной практике встречаются довольно противоречивые результаты разбора исков к рекламодателям. Что нужно знать о письме ФАС «О рекламе в сети «Интернет» от 28.08.15, и чем рискуют владельцы сайтов, расскажем в статье.

Реклама или информация?

Для начала нужно понять, что ФАС считает рекламой в интернете. Об этом и говорится в упомянутом письме, разъясняющем порядок оценки информации о компании и ее предложениях. По мнению Антимонопольной службы, признаков рекламы нет у так называемых «однородных сведений». Это:

  • результаты поисковой выдачи (кроме контекстной рекламы);
  • общая информация о товарах, услугах и их стоимости, размещенная на сайте компании или в социальной сети;
  • объявления о скидках и акциях на сайтах - агрегаторах (купонаторах);
  • справочные и информационные материалы о деятельности компании, отчеты о мероприятиях, обзоры предложений рынка и другие сведения, не имеющие явно выраженной цели привлечения внимания к конкретному предложению.

При этом баннер или всплывающее окно на сайте, выделяющее отдельный товар или услугу, считаются рекламой. Таковой же являются статья или обзор, явно описывающие преимущества какого-либо продукта. Например, подборка рецептов с указанием марки кетчупа, по мнению ФАС, имеет признаки рекламы, даже если владелец сайта не продает этот продукт.

Рекламной будет признана и информация о компании в разделе «О нас», если она содержит сведения, некорректно описывающие преимущества организации. Так, утверждение «мы – лучшие на рынке» является нарушением «Закона о рекламе», если не сопровождается сноской, как определено такое превосходство. В особо тяжелом случае можно попасть и под действие решения ФАС о признании такой рекламы содержащей некорректное сравнение с конкурентами.

В результате, под действие «Закона о рекламе» не попадает довольно большое количество типичной информации, но только в том случае, если она не содержит признаков сравнения с конкурирующими товарами и подтверждается какими-нибудь исследованиями или опросами.

Что такое «ненадлежащая реклама»?

На первый взгляд, все ясно и логично. Рекламодатель нарушает закон, если объявление любого формата содержит:

  • непроверенные, недостоверные или неподтверждаемые сведения;
  • информацию, вводящую пользователей в заблуждение;
  • некорректное сравнение с конкурентами;
  • призывы (явные и скрытые) к противоправным действиям;
  • рекламу запрещенных товаров и услуг.

На практике все гораздо интереснее. Проблема в том, что ролик или текст в объявлении воспринимается субъективно – и рекламодателем, и потребителем, и сотрудником  правоохранительных органов. Достоверность представленной в рекламе информации проверить нетрудно. А вот призывы к действиям или намеки на незаконное распространение чего бы то ни было воспринимаются не всеми. В этом случае придется обращаться к экспертам разных специальностей  - от социологов и психологов до лингвистов.

О некорректном сравнении компании или товара с конкурентами тоже можно поспорить. Да, бездоказательное утверждение «мы – лучше всех» однозначно признается нарушением. Но и  результаты опроса или исследования, подтверждающего указанные преимущества, не должны вызывать сомнений.

Реклама для всех и информация для избранных

Еще один признак рекламы – доступность для неограниченного количества человек. Другими словами, информация для подписчиков, даже предлагающая новый продукт, не всегда признается рекламной.

Но простая регистрация на сайте не сужает круг пользователей, которым доступна реклама. Как видно из примеров судебной практики, ограниченными в распространении (то есть не рекламными) могут быть признаны предложения для узкого, специально оговоренного круга лиц. Например, скидки для абонентов конкретного тарифа или акции для постоянных клиентов. Главное условие – эта информация доступна только им.

В остальных случаях предложения должны быть составлены в соответствии с «Законом о рекламе», будь то рассылка или таргетинг.

Кто несет ответственность?

Штрафы ФАС для недобросовестных рекламодателей высоки – до 0,5 млн. руб. Но в ряде случаев ответственность за размещение объявлений могут нести и владельцы площадок, принявших рекламу.

Согласно закону, рекламораспространитель должен доказать, что он не знал о незаконности или некорректности размещенного рекламного объявления. В этом случае виновным признается рекламодатель. Однако ФАС поясняет, что владелец сайта, имеющий доступ к удалению рекламы, может нести ответственность за размещение недостоверной информации. Даже крупным ресурсам грозят штрафы за рекламу партнеров, уследить за которыми просто невозможно. И небольшим сайтам следует быть осторожнее – сам ФАС, может быть, не заметит, а «доброжелатели» найдутся.

Как избежать наказания?

На самом деле, соблюдение «Закона о рекламе» не так трудно, как представляется. Разобраться в положениях закона, применимых в конкретном случае, можно самостоятельно или с помощью юристов. Да и предоставление достоверной рекламной информации – это все-таки работа на репутацию фирмы, а не обуза от ФАС.

Проблемой  может стать разве что безудержная фантазия и специфическое чувство юмора создателей рекламы. Но и это решаемо: экспертизы, фокус-группы и простые опросы всех, кто есть под рукой, часто помогают не допустить ошибку. И, конечно, не стоит пренебрегать здравым смыслом и уважением к конкурентам.


ФАС vs интернет: как не нарушить «Закон о рекламе»?

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных