+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Что считать и куда смотреть: ликбез о системах веб-аналитики

10 Декабря 2015

Веб-аналитика – сложный процесс, включающий в себя сбор и интерпретацию множества данных, но основные принципы полезно знать каждому владельцу сайта. В статье расскажем о базовых понятиях и отчетах Google Analytics и Яндекс.Метрики.

Как это работает?

Система веб-аналитики идентифицирует пользователя по cookie или User ID, собирает его хиты, группирует их в сессии и формирует отчеты о взаимодействии посетителей с сайтом. Затем на основе полученной информации аналитики делают выводы об эффективности различных каналов трафика и рекламных кампаний, юзабилити сайта и отдельных страниц, конверсии и многом другом. Теперь разберемся, что же это значит.

Идентификация посетителя

При первом посещении сайта пользователю присваивается персональный идентификатор – cookie (куки). Таким способом система запоминает посетителя и узнает его в следующий раз. Но только при условии, что он воспользовался тем же устройством – компьютером, смартфоном или планшетом. Если человек нашел сайт в поисковой выдаче на домашнем компьютере, прочитал статью на планшете по дороге на работу, а потом еще раз зашел на сайт с рабочего ноутбука, система воспримет эту бурную деятельность как три разных новых посещения.

Еще один нюанс использования cookie – возможность удалить все присвоенные идентификаторы в браузере. Конечно, не все знают о такой функции, но просвещенные пользователи, выведенные из терпения назойливым ретаргетингом (не важно, чьим), вполне могут ей воспользоваться. При возвращении на сайт такому человеку будет присвоен новый идентификатор, но и история взаимодействия начнется заново.

Частично эта проблема решается с помощью User ID. Это идентификатор, который присваивается не устройству, как cookie, а самому пользователю. Для реализации такого приема нужно обратиться к программисту, но следует учесть: данные для идентификации ни Google Analytics, ни Яндекс.Метрика не собирают. Вам придется предоставить системе информацию о посетителях сайта, собранную за время работы. Причем, персональные данные (имя, номер телефона, e-mail) использовать запрещено, а посетитель должен дать сайту разрешение на такую идентификацию.

Так или иначе, пользователь замечен и признан системой уникальным (справедливо или нет). Что дальше?

Хиты и сессии

Хитами называются действия посетителя сайта. Здесь все просто: одно действие – один хит, отправленный системе веб-аналитики. Совокупность хитов (действий), совершенных во время одного посещения, составляет сессию (или сеанс). Если посетитель идентифицирован по cookie, User ID или является зарегистрированным пользователем, его сессии могут быть объединены в отчете. Так можно проследить путь от первого посещения до покупки, определить, с каких устройств чаще просматривают страницы, и узнать много других интересных вещей. Но об этом позже.

Подсчет пользователей и просмотров страниц (для мобильных – просмотров экрана) ведется автоматически, а  сбор данных о других действиях посетителей нужно настраивать вручную. Это не так трудно, благодаря удобному интерфейсу и подсказкам систем веб-аналитики. Сложно другое – выбрать, какие именно хиты и на каких страницах нужно считать. Это может быть нажатие определенной кнопки («Купить»), просмотр видеоролика, длительность скроллинга (прокрутки) статьи – словом, все, что вам интересно знать о поведении посетителей сайта.

Также важно настроить продолжительность тайм-аута. Это период, в течение которого посетитель находится на сайте, но ничего не делает с точки зрения системы. По истечении указанного срока сессия прерывается, а после возобновления действия начинается новый сеанс. По умолчанию тайм-аут длится 30 минут, но это не всегда корректно. Например, просмотр фильма или прослушивание музыкальной подборки может занять гораздо больше времени. Если у вас на сайте размещен такой контент, нужно установить другой тайм-аут.

Итак, система настроена, и действия посетителей подсчитываются. Теперь посмотрим, что это дает.

Стандартные отчеты

Даже из базовых отчетов можно почерпнуть много полезной информации. Возможности Google Analytics и Яндекс.Метрики весьма широки, поэтому остановимся на самых важных отчетах и посмотрим, о чем они расскажут владельцу сайта.

«Источники трафика» - стандартный отчет, показывающий статистику переходов пользователей на сайт с разных каналов. Проще говоря, здесь можно увидеть, сколько человек попали на сайт из поисковой системы, нажали на баннер или пришли из социальной сети. Получив такие данные, можно оценить эффективность размещения контекстной рекламы или SMM-продвижения, успех поисковой оптимизации контента, узнать количество прямых переходов (пользователь добавил сайт в закладки или ввел в строку поиска точное название). Как следствие, корректируется работа с тем или иным каналом.

«Поведение» - это группа отчетов о взаимодействии пользователей с сайтом. Здесь можно узнать, с каких страниц посетители быстро уходят, какой контент изучают, сколько совершают покупок и как преимущественно попадают на сайт. Например, большое количество отказов – уходов с первой увиденной страницы – должно насторожить. Вероятно, страница выглядит непривлекательно или оптимизирована под некорректные ключевые слова. Тогда нужно заняться устранением проблемы, обратившись к специалистам. И наоборот, продолжительные сессии с активным просмотром разного контента – признак сайта, интересного пользователям. Впрочем, не все так очевидно: есть вероятность, что посетители просто мечутся в поиске нужной информации. Чтобы это проверить, нужно просмотреть данные о действиях (хитах).

Зачем все это нужно?

Основной информации систем веб-аналитики уже достаточно для поверхностной оценки дееспособности сайта и разработки стратегии по привлечению клиентов. Не забывая о некотором  несовершенстве механизма идентификации, можно проследить за периодами активности пользователей и использовать эти данные для настройки ретаргетинга и email-рассылки. Просмотры страниц – показатель пользы и релевантности контента. Хиты одной сессии и цикл сессий одного пользователя – основа для анализа «воронки продаж».

И в заключение: специалисты рекомендуют использовать обе системы - Google Analytics и Яндекс.Метрику. Тогда информация будет полной.


Что считать и куда смотреть: ликбез о системах веб-аналитики

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных