Когда хочется сделать сайт красивым и удобным, на пути к цели могут появиться препятствия в виде требований поисковых систем. Какие противоречия возникают чаще всего и как понравиться и людям, и роботам, разберем в статье.
Привлекательность vs понятность
Создавая уникальный дизайн и подбирая способы его воплощения, нередко допускают ошибки, приводящие к появлению одной из таких проблем:
- структура и навигация не понятна людям из-за новизны решений;
- роботы поисковых систем не могут найти техническую информацию, нужную для оценки сайта.
И если пользователи при желании разберутся и освоят принципы взаимодействия, то роботы не станут менять алгоритмы и включать творческое мышление. Впрочем, люди тоже не всегда готовы отказаться от привычной навигации, когда есть множество аналогичных, пусть менее красивых, но понятных сайтов.
Как бы ни хотелось сказать новое слово в юзабилити, следует помнить о важности для поисковых систем таких факторов:
- чистота кода;
- количество и качество скриптов, их влияние на скорость загрузки;
- ЧПУ;
- понятная навигация и «хлебные крошки»;
- заполнение мета-тегов;
- микроразметка;
- навигационные ссылки на странице 404.
Поэтому при разработке сайта следует позаботиться о грамотной структуре сайта, минимизировать количество элементов, замедляющих его загрузку, и уделить внимание проработке технических деталей. Здесь несложно найти компромисс, придется отказаться только от злоупотребления скриптами и тяжелым медиа-контентом.
Вовлеченность vs удобство
Такие показатели, как количество отказов и глубина просмотра, интересны и SEO-специалистам, и маркетологам. Кажется, чем дольше человек пробыл на сайте, тем лучше, и в ход идут не только улучшения, но и манипуляции. Например, разбивка большой статьи на несколько страниц, сознательное усложнение навигации или размещение интерактивных элементов.
Здесь есть такие опасности:
- увеличение времени загрузки, что не нравится ни людям, ни роботам;
- технически неверная реализация пагинации, которая приводит к появлению дублей и некрасивых адресов страниц;
- общее ухудшение поведенческих показателей из-за того, что люди покидают сайт после нескольких попыток найти нужное и уже не возвращаются;
- смещение акцентов на страницы с интерактивными элементами, что может помешать продвижению других страниц.
Не стоит бояться, что уменьшение времени пребывания на сайте повлияет на позиции в выдаче: роботы оценивают ряд показателей, в том числе, достижение целей на коммерческих страницах, возврат с сайта в поисковую систему и многое другое. Поэтому удержание посетителей любой ценой не лучшая идея.
Найти компромисс в этом вопросе несложно, нужно просто ориентироваться на удобство пользователей и не забывать о технических тонкостях. Если люди выполняют нужные действия на сайте, например, все-таки совершают покупки, значит, с юзабилити все неплохо.
Информативность vs дизайн
Когда хочется поприветствовать посетителей привлекательными фотографиями, удивительными слайдерами и эффектным слоганом, можно столкнуться с возражениями SEO-специалистов, желающих добавить на главную страницу больше текста и заполнить «шапку» несколько иначе. Это не выступление против прекрасного, а необходимость.
Помимо поведенческих факторов ранжирования, существуют еще и коммерческие. Поэтому при любом оформлении сайт, который нужно продвинуть в поисковой выдаче, должен иметь:
- контакты, расположенные в сквозной «шапке» текстом, а не картинкой;
- уникальные, полезные и должным образом оптимизированные тексты на продвигаемых страницах;
- адекватно появляющиеся всплывающие окна;
- ссылки на разделы сайта, которые легко найти и посетителям, и роботам;
- цены;
- актуальные данные о наличии и отсутствии товаров.
Это можно реализовать без ущерба для привлекательности сайта, стоит только заранее продумать расположение нужных элементов и предусмотреть все детали. Например, сразу решить, как совместить иллюстрации и текстовые блоки на «первом экране».
Скорость загрузки vs контент
Наконец, остановимся на ситуации, в которой найти компромисс бывает непросто. Сайт должен загружаться и работать быстро, но обилие полезного контента, видеороликов, качественных иллюстраций, интерактивных элементов замедляет его. И это общая проблема SEO и юзабилити.
Для ее решения можно использовать такие способы ускорить сайт или хотя бы сделать процесс загрузки менее раздражающим:
- выбрать мощный хостинг;
- использовать асинхронный код, загружающий элементы страницы независимо друг от друга;
- сжимать видео и фотографии, сохраняя приемлемое качество картинки;
- заполнить теги alt для каждого снимка и сопроводить ролики кратким описанием (обязательно для продвижения);
- использовать индикатор прогресса.
Если ответственно подойти к делу, можно заполнять сайт так, как хочется, сохраняя его полезность для людей и не теряя лояльность роботов поисковых систем.
Современность vs экономия
И последний вопрос – нужно ли тратиться на адаптацию сайта под мобильные устройства, ведь он замечательно выглядит на мониторе компьютера, удобен и информативен? Здесь даже не нужно искать компромисс между юзабилити и SEO: адаптивность необходима с обеих точек зрения. Если только целевая аудитория не отказалась от гаджетов по каким-либо соображениям.
В заключение
Успешное продвижение в поисковой выдаче невозможно без продуманного юзабилити. При этом самый удобный и красивый сайт может оставаться известным только его создателю, если роботы не могут его найти и понять. А значит, для удовлетворения потребностей аудитории нужно помнить обо всех нюансах, как в придумывании идей, так и в их реализации.