В первой части мы рассмотрели, кому пригодится сквозная аналитика и какие варианты внедрения есть на сегодняшний день. В этой статье разберем, по каким критериям выбирать готовый сервис, о чем непременно сказать разработчикам дашборда и как не получить в итоге бесполезную систему.
Выбор сервиса
Начнем с наиболее доступного решения — готовой системы сквозной аналитики, которую нужно только немного настроить под себя. Сервисов много, и чтобы не ошибиться с выбором и не потратить время на тестирование точно не нужного, стоит обратить внимание на такие важные характеристики и предложения:
- Интеграции с нужными сервисами. Стоит внимательно изучить представленный разработчиками список, чтобы в будущем не возникало лишних проблем. Нужно помнить, что понадобится интеграция с CRM, рекламными кабинетами, call-tracking и другими сервисами и счетчиками, данные которых необходимо объединить. Если что-то из используемого не входит в список, лучше посмотреть на другие сервисы, чем выбрать низкую стоимость и потерять часть данных.
- Возможность доработок. Речь идет не о добавлении отчетов под индивидуальные требования, а о ситуациях, когда нужно подстроиться, к примеру, под модифицированную 1С или непопулярную CMS сайта. Если таких сложностей нет, на этот пункт все равно стоит обратить внимание — вдруг понадобится потом.
- Отзывчивость техподдержки. Важный критерий, особенно для сервисов с не самым простым интерфейсом. Если что-то пойдет не так, нужно, чтобы помощь была своевременной и полной. При работе с большими базами данных, вероятно, стоит даже выбрать тариф подороже, зато с гарантированной поддержкой. Качество работы специалистов проверяется, как и всегда, с помощью личных обращений за консультацией и отзывов клиентов сервиса.
- Стоимость. Если система сквозной аналитики стоит половину рекламного бюджета, пожалуй, она не так уж и нужна. По крайней мере, именно в такой комплектации. Следует определить, что обязательно требуется для видения полной картины, а что непринципиально или не используется в компании вовсе. И исходя из этого, выбирать оптимальный тариф.
- Другие критерии. Это может быть интерфейс, список доступных отчетов, возможности детальной аналитики по сегментам и все остальное, что важно для конкретной компании. И снова: предварительно нужно составить такой список требований.
Большинству компаний без специфических запросов достаточно функциональности сервисов, и нужно только выбрать устраивающий по всем параметрам. Если же объем данных очень велик, а необходимые отчеты сложны и многообразны, на помощь приходит индивидуальная разработка. Здесь тоже есть ряд нюансов, о которых стоит подумать заранее.
Особенности заказа дашборда
Поскольку это дорогостоящий и сложный процесс, важно отнестись к заказу со всем вниманием. Для успешного внедрения такой системы понадобятся:
- Понимание внутренней специфики. Если действительно нужна индивидуальная разработка, важно учесть все особенности и нюансы работы и взаимодействия сотрудников компании. Конечно, выполнить все пожелания по внешнему виду программы не получится, но это и не требуется. Необходимо, чтобы все, кому нужно, могли работать и обмениваться отчетами без лишних сложностей.
- Подробное ТЗ. Разработчики не могут и не должны догадываться, какие данные нужно собирать, в каком виде представлять и с какими целями анализировать. Все это необходимо подробно описать в техническом задании, чтобы не удивляться неполным или явно неверным отчетам. И важно помнить, что решение «добавить еще вот такой отчетик», принятое после согласования ТЗ, может существенно увеличить срок и стоимость разработки.
- Поэтапное внедрение. Это хороший вариант, когда требуется масштабная и сложная система. Так можно начать получать и анализировать данные, не дожидаясь окончания разработки. Только стоит учесть, что речь идет о поэтапном выполнении готового ТЗ. Появление новых требований «по ходу дела» может привести к большим трудностям.
Итак, в первую очередь необходимо составить подробное и точное техзадание. Далее уже можно принимать решение о разовом или поэтапном внедрении. Стоимость и сроки будут зависеть от сложности проекта, но быстро и дешево точно не получится.
Частые ошибки
Все труды по внедрению и освоению системы любой сложности будут напрасными, если допустить такие распространенные ошибки:
- Получение неполных данных. Самая простая причина такой ошибки — забывчивость. Именно поэтому так важно тщательно выбирать и настраивать систему и помнить про условия сбора данных. Банально, но из-за отсутствия utm-меток или из-за неверно поставленного пикселя отслеживания действий на сайте отчеты будут неверными и выводы по ним — ошибочными.
- Избыток данных. Обратная сторона медали — сбор всего, что только можно получить. Это риск запутаться в слишком большом объеме информации и упустить важное. Поэтому стоит анализировать влияние тех или иных показателей на продажи и не учитывать явно не важные.
- Игнорирование CRM. Если сотрудники вносят часть данных вручную, необходимо внушить им важность этих действий. Можно встретиться с сопротивлением, особенно если CRM раньше толком не использовалась. Но отсутствие информации о клиентах в системе опять-таки помешает построению полноценных отчетов и пониманию происходящего в компании.
- Анализ post factum. Наконец, еще одна частая ошибка — анализ отчетов за период в прошлом без внимания к данным, появляющимся в реальном времени. Это актуально не всегда и не для всех, но при ведении активных рекламных кампаний стоит смотреть на результаты чаще, чем раз в квартал.
Также могут возникнуть проблемы из-за несвоевременно обнаруженных сбоев, отсутствия взаимопонимания с подрядчиками по ведению рекламы и SMM, сложности с обучением консервативных сотрудников. Но если нужны полные данные о клиентах, от первого обращения до последнего, игра стоит свеч.
Вывод
Внедрение сквозной аналитики — это непростой процесс, и сам факт наличия системы ни на что не влияет. Чтобы получить максимальную пользу от такой автоматизации отчетов, нужно хорошо понимать, какие данные необходимо собирать и анализировать. Тогда и станет ясно, требуются ли сложные решения или все-таки хватит Метрики.