Если для настройки отправки рассылок требуется обратиться к программисту, недостаточно описать задачу общими словами. Что следует включить в техническое задание, чтобы получить ожидаемый результат, расскажем в статье.
Что вообще нужно?
Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Если взять в качестве примера среднестатистический интернет-магазин, понадобятся такие базовые типы триггерных рассылок:
- подтверждение регистрации;
- подтверждение заказа, информирование о его статусе;
- отправка чеков;
- подтверждение изменений в личном кабинете;
- восстановление пароля;
- напоминания о «брошенной корзине»;
- предложение сопутствующих товаров после покупки;
- новые поступления или предложения для возвращения клиента.
И это не считая специфических сценариев, наподобие скидок ко дню рождения, «персональных предложений» по разным поводам и многого другого. Маркетологи знают достаточно способов напомнить клиентам о своем магазине, и их задача — донести до программиста все сценарии и их вариации.
Прежде чем передавать техническое задание, нужно убедиться, что в нем описаны все требуемые рассылки. Но и чрезмерно увлекаться не стоит. Нередко лучше начать с самого необходимого и постепенно подключать остальное — получается и быстрее, и дешевле.
Итак, первое, что необходимо сделать: выбрать виды триггерных рассылок и описать сценарии их отправки по принципу:
- пользователь выполнил действие (подписался, оформил заказ, просмотрел N товаров и т. д.);
- информация об этом попадает в базу данных (CMS сайта, CRM, таблица Excel или что-то еще);
- определенный набор данных передается сервису рассылок;
- данные подставляются в письмо;
- письмо отправляется пользователю.
Скорее всего, после настройки базовых сценариев понадобится что-то корректировать и дополнять. Но для общего понимания, что, кому и как отправлять, такой схемы достаточно. Главное, потом не игнорировать вопросы программиста, если в ТЗ все-таки останутся неточности.
Получение и передача данных
Здесь важно уделить внимание трем вопросам:
- Какие данные нужно передавать? Адрес электронной почты, имя, город или точный адрес, сведения о действиях на сайте — для каждого сценария будет требоваться свой набор. И нужно предусмотреть все, что необходимо для персонализации автоматических рассылок.
- Как их нужно использовать? В первую очередь речь идет о подстановке имени, данных о заказе и ссылок на «корзину» или товары. Если требуются другие варианты, например, автоматическая сегментация по регионам, нужно указать на это в ТЗ.
- Где все это должно быть? На стороне сайта обеспечивается сбор и хранение всех данных, нужных для рассылок. Поэтому стоит проверить, так ли это, и при необходимости настроить системы аналитики и CRM.
Ясно, что неспециалисту сложно описать все нюансы. Зато можно указать в ТЗ нужные типы данных для каждого сценария. И также не стоит перебарщивать: используйте только те сведения, которые необходимы для рассылок. 152-ФЗ «О персональных данных» по-прежнему действует.
Индивидуальные требования
Как правило, к программистам обращаются потому, что готовые варианты интеграции не подходят. Если это так, стоит детально описать специфические сценарии и триггеры.
После настройки нужно протестировать все возможные варианты работы автоматических рассылок. Буквально: выполнить различные наборы действий посетителей и посмотреть, что получится. Лучше потратить время и обнаружить ошибки, чем потерять покупателей.
Важные нюансы, о которых не подумает программист
И еще несколько моментов, которые нужно описать в техническом задании:
- Время отправки рассылок. Не всегда требуется моментальная реакция на триггер. Нужно решить, когда уместно отправлять тот или иной тип писем.
- Кнопка «Отписаться». Если предполагается попытка удержать отписывающихся, необходимо описать в ТЗ реакцию на такое действие.
- UTM-метки. Лучше самостоятельно добавить их в ссылки для писем и просто передать программисту в готовом виде.
- Особенности HTML-верстки. Шаблоны писем тоже лучше передать готовыми, их верстка — работа для других специалистов.
- Разные адреса для рассылок. Если для информирования, отправки чеков и, допустим, рекламных акций, используются различные адреса, нужно не забыть сообщить об этом в ТЗ.
Могут быть и другие нюансы, которые кажутся очевидными маркетологам. Поэтому при составлении ТЗ нужно быть предельно внимательными.
В заключение
Не стоит рассчитывать, что программист, даже с опытом интеграции рассылок, сам вспомнит и спросит об особенностях работы интернет-магазина или другого сайта. Укажите все нюансы в техническом задании, и результат будет предсказуемым.