На идеальных сайтах пользователи легко находят информацию, радуются «фишкам» и, конечно, без труда совершают покупки и подписываются на рассылки. Но в реальности часто возникают проблемы. Что происходит с посетителями сайта при плохо продуманном юзабилити и как с этим бороться, разберем в статье.
Не догадываются
Начнем с проблемы, о которой владельцы сайтов могут даже не задумываться: посетители не ожидают, что на сайте есть дополнительные функции или контент. Например, интернет-магазин отличается от конкурентов наличием видеоблога, ведущий которого рассказывает о товарах и показывает их в действии. Или предлагается своеобразный «конструктор», помогающий подобрать комплект одежды. Но это редкие случаи, и посетители не станут специально искать на сайте подобный контент или функцию просто потому, что это не придет им в голову.
Если нужно предложить посетителям что-то нестандартное, важно позаботиться о представлении таких разделов. Они должны быть заметными и доступными в главном меню, в карточке товара, на главной странице или в категории — словом, там, где на них буквально наткнутся глазами. Важно учесть, что искать такой контент не будут, но, несомненно, оценят, если он действительно интересен и полезен.
Не замечают
Эта проблема отличается от предыдущей тем, что здесь речь идет о привычных функциях, которых может не быть. Например:
- поиск по сайту;
- кнопки вида «узнать больше»;
- навигационные кнопки «вернуться назад», «перейти в раздел» и т. п.;
- вложенное подменю;
- скрытое меню;
- кнопки, появляющиеся при прокрутке контента, переходе на другую страницу, других изменениях;
- рекомендации;
- реклама;
- информация на слайдере.
Такая проблема встречается и на десктопных, и на мобильных версиях сайтов. Внимание пользователей сосредоточено на основном контенте или задаче, которую они выполняют. Поэтому изменяющиеся элементы могут остаться незамеченными, и люди не увидят, что они есть и способны помочь в работе с сайтом. Если речь идет о меню, отсутствие указаний на дополнительные пункты или на подменю не позволит найти информацию.
Поскольку не замечать могут разные ссылки и блоки информации, важно проверять юзабилити страниц с такими элементами. Так, навигационные кнопки должны быть заметными. При размещении рекламы или рекомендаций в сайдбарах нужно учесть эффект «баннерной слепоты». Наконец, картинки в слайдере должны сменяться с разумной скоростью. Все элементы, важные для навигации и конверсии, нужно тестировать в поисках лучшего варианта.
Не понимают
Оригинальность — это хорошо, но, когда дело доходит до юзабилити, все должно быть в меру. Не стоит увлекаться нестандартными иконками и названиями разделов меню, если важно, чтобы посетители быстро сориентировались на сайте с любого устройства.
Проблема с пониманием возникает и в случае, если владелец сайта создает каталог по каким-то своим правилам, более никому не известным. Важно учитывать, как ищут товары или информацию реальные посетители сайта: поиск по артикулу понятен для автолюбителей, но вряд ли актуален для покупателей бытовой техники.
Наконец, посетители сайта хотят понимать, что происходит в процессе взаимодействия. В этом помогают:
- индикаторы прогресса при загрузке контента;
- навигационные «хлебные крошки»;
- визуальное представление этапов оформления заказа;
- подсказки в полях заполняемых форм;
- всплывающие подсказки;
- заметные уведомления о событиях («добавлено в корзину», «принято в обработку» и т. д.);
- пояснения и инструкции для сложных действий (калькуляторы, конструкторы, заявки на расчет).
Понимание процесса — это уверенность, что все идет как положено. Поэтому нужно позаботиться о спокойствии своих посетителей.
Теряются
Часто такая проблема возникает на сайтах, где предлагается много товаров или услуг, но растеряться можно и на лендинге. Причины различны:
- чем больше вариантов, тем сложнее сделать выбор;
- предложения визуально конкурируют друг с другом и сложно найти нужное;
- непонятно, как перейти к выбору, просмотру, оформлению заявки;
- слишком много информации сразу.
Важно помнить: среднестатистическому интернет-пользователю проще закрыть сайт и уйти на более понятный ресурс, чем разбираться в недружелюбном интерфейсе. Если есть проблемы с ориентацией по сайту и велик процент отказов, стоит протестировать другие варианты приветствия, навигации и форм для заявок.
Пугаются
С одной стороны, всплывающие окна, онлайн-консультанты и скидки за подписку помогают конверсии. С другой, агрессивное использование таких элементов отталкивает пользователей. И, к слову, не нравится поисковым системам. Поэтому нужно найти баланс между маркетинговыми приемами и удобством сайта для посетителей.
В заключение
Идеальный сайт — это комфортная «среда обитания», где все понятно и приятно для посетителей. И если важно сделать свой сайт именно таким, стоит вспомнить собственный опыт путешествий по интернету, подумать о потребностях целевой аудитории и найти лучшее решение с помощью тестирования.