Количество мобильных пользователей растет, поисковые системы учитывают доступность сайтов на разных устройствах, а Google недавно официально запустил Mobile-first indexing. В таких условиях необходимо подстраиваться и делать сайты удобными для всех. Какие возможности есть у владельцев сайтов и что предлагают сами Яндекс и Google, разберем в статье.
Адаптивная верстка
На сегодняшний день это можно назвать стандартом при разработке, но не все владельцы сайтов им пользуются. Что делать, если по каким-либо причинам приходится отказываться от адаптивности, рассмотрим дальше, а пока разберем преимущества и недостатки этого способа стать ближе для пользователей с разными устройствами.
Возможности
Адаптивная верстка позволяет корректно показывать страницы сайта на экранах разного размера: подстройка происходит автоматически, по заданным параметрам. По сути, пользователь видит один и тот же сайт, но с небольшими изменениями, например, с другим расположением блоков текста и картинок. Плюсы такого решения:
- адаптивность можно заложить сразу, на стадии разработки, и получить сайт, полностью готовый к работе;
- у популярных CMS существуют адаптивные шаблоны, и можно сразу выбрать подходящий вариант;
- разрабатывается и поддерживается один сайт, а не разные версии страниц или всего ресурса;
- для пользователей мало что меняется при смене устройства, они могут легко сориентироваться на знакомом или новом сайте (при условии, что все работает корректно).
Благодаря таким преимуществам, адаптивная верстка могла бы стать универсальным решением, но ее используют не все и по разным причинам.
Недостатки
Их немного, но в некоторых случаях они могут иметь значение:
- стоимость разработки выше, чем при создании неадаптивного сайта;
- возможна потеря привлекательности дизайна на слишком больших мониторах (например, появление широких пустых полей по бокам, увеличение расстояния между картинками и т. д.);
- скорость загрузки сайта зависит от грамотной реализации адаптивности;
- возможны сбои при отображении контента, если допущены технические ошибки или не учтены все популярные разрешения экранов и особенности разных браузеров.
Последние недостатки устранимы, но речь снова заходит о стоимости разработки и поддержки адаптивного сайта. А в некоторых случаях даже таким сайтом будет неудобно пользоваться, например, если предполагается активное взаимодействие с ним.
Мобильная версия
По сути, это отдельный сайт, созданный специально для мобильных пользователей. Хороший тон — оставлять доступной ссылку на полную версию.
Возможности
Поскольку речь идет о создании сайта, можно сделать все, что угодно. Например:
- разработать дизайн именно для мобильных устройств, не полагаясь на автоматическую адаптацию — иначе расположить блоки контента, сделать удобное меню, продумать размер кнопок и т. д.;
- убрать или добавить функции, учитывая потребности пользователей и сценарии взаимодействия с мобильной версией;
- использовать возможности для сегментации и персонализации для десктопной и мобильной версий (но помня о том, что один и тот же человек может заходить на сайт с разных устройств).
Но такое решение подходит далеко не всем. Как минимум потому, что не каждому сайту нужна именно отдельная полноценная версия. Есть и другие причины для отказа.
Недостатки
Создается еще один сайт, а значит, появляются все связанные с этим проблемы:
- высокая стоимость разработки, необходимость продумывать все с нуля;
- развитие и продвижение мобильной версии ведется отдельно от десктопной, что тоже требует времени и денег;
- если мобильной версией пользуются, нужно следить за ней так же, как и за основным сайтом (анализировать, улучшать, быстро исправлять ошибки, оптимизировать);
- если создается не версия сайта, а приложение, его нужно продвигать — агитировать клиентов на установку, заботиться о позициях и репутации в магазинах приложений, поддерживать работу на разных ОС и их версиях.
Словом, если прямой необходимости нет, дешевле и спокойнее не делать отдельную версию. При наличии средств в большинстве случаев разумнее потратить их на качественную адаптивную верстку.
Но если и тот, и другой способ недоступны, стоит посмотреть на решения, которые предлагают поисковые системы. Они тоже несовершенны, но при определенных условиях могут быть полезны.
Технология АМР
Accelerated Mobile Pages (AMP) — это технология, разработанная для создания быстрых и легких страниц. Из-за настоятельных рекомендаций Google использовать АМР может показаться, что технология принадлежит корпорации, но это не так. Впрочем, АМР-страницы пользуются благосклонностью поисковика. Яндекс тоже их ранжирует, но не дает приоритета.
Возможности
Если вкратце, суть этого способа в следующем: с помощью специальных HTML-тегов создается упрощенная версия страницы, большая часть ее содержимого хранится в кэше Google. За счет этого АМР-страницы загружаются почти моментально. Технология развивается, и на сегодняшний день можно:
- создавать АМР-версии существующих страниц;
- использовать специальные плагины при работе с популярными CMS;
- создавать АМР-страницы с нуля;
- верстать как информационные, так и коммерческие страницы;
- получать высокие позиции в поисковой выдаче Google, будучи mobile-friendly;
- попадать в «карусель» в поиске Google;
- использовать АМР только для отдельных страниц сайта.
Эти преимущества привлекают внимание, но есть и ряд проблем, которые могут оказаться важными.
Недостатки
В первую очередь, надо учитывать, что функциональность для страниц ограничена. Поэтому нет возможности создавать страницы так, как хочется. Кроме этого, есть и другие недостатки:
- АМР-страницы нужно разрабатывать отдельно, понадобится помощь специалиста или время на освоение технологии при нужном уровне подготовки владельца сайта;
- необходимо учитывать ряд технических нюансов — обязательное наличие микроразметки, корректное заполнение URL, простановка тега rel=canonical для указания на основную страницу, перелинковка полной и АМР-версии и др.;
- страницы должны соответствовать многим требованиям, например, контент должен совпадать, а логотип быть определенного размера;
- Яндекс не всегда корректно воспринимает тег rel=canonical и некоторые другие параметры, которые необходимо указывать для Google;
- при клике на ссылку в поисковой выдаче пользователи попадают не на сайт владельца страницы, а на google.com, что может быть критичным для посещаемости (чтобы попасть на сайт-первоисточник нужно сделать несколько дополнительных кликов или воспользоваться ссылками на странице, и не каждый захочет это делать);
- для сбора статистики нужно отдельно устанавливать счетчики на АМР-версии страниц.
Использование АМР может принести пользу, если нужны высокие позиции в выдаче Google. При других условиях стоит продумать все нюансы и протестировать АМР-страницы, чтобы оценить рациональность их внедрения.
Турбо-страницы Яндекса
Это аналогичная разработка для создания ускоренных и облегченных страниц, принадлежащая российскому поисковику. Соответственно, приоритета в Google у турбо-страниц нет. При схожести назначения, предложение от Яндекса имеет свои особенности.
Возможности
Надо отметить, что работать с турбо-страницами проще, чем с технологией АМР:
- Яндекс самостоятельно создает турбо-страницы, нужно только создать RSS-канал для информационного сайта или загрузить в Вебмастер YML-файл интернет-магазина по инструкции из справочного раздела;
- турбо-страницы могут занимать более высокие позиции в поисковой выдаче;
- возможно отображение страниц в других сервисах Яндекса;
- для коммерческих сайтов можно подключить оформление заказа и совершение покупки прямо на турбо-странице;
- статистика отображается в отдельном отчете в Вебмастере, можно использовать другие счетчики.
Но и здесь есть несколько ограничений, которые могут помешать работе с турбо-страницами.
Недостатки
Как и у АМР-страниц, здесь существуют нюансы при использовании:
- размер YML-файла ограничен;
- необходимо постоянно поддерживать актуальность и доступность YML-файла — робот Яндекса скачивает файл каждый час, и если не загрузит его в течение 10 секунд, сочтет недоступным;
- то же касается RSS-канала, он проверяется с такой же частотой, но можно отключить проверку обновлений;
- если для интернет-магазина важна региональность, но у него нет поддоменов, нужно учесть, что Яндекс будет показывать всем одинаковые турбо-страницы, без учета региона пользователя.
- на турбо-страницах поддерживаются не все сторонние виджеты;
- нужно следить за уведомлениями об ошибках, которые могут возникнуть, в том числе, из-за недоступности файлов для робота.
Турбо-страницы также стоит протестировать, тем более что подключать и отключать их можно в любой момент.
Вывод
Если нужно обеспечить постоянный и полноценный доступ к сайту на всех устройствах, стоит позаботиться о создании качественной адаптивной верстки с высокой скоростью загрузки. Мобильная версия актуальна для тех, кому недостаточно хорошей адаптивности. А когда требуется продвинуть часть ускоренных страниц, могут быть полезны АМР для Google и турбо-страницы для Яндекса.