+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Реклама по закону

6 Июня 2019

Если невнимательно относится к содержанию и оформлению своих предложений, легко оказаться в зоне риска и получить серьезные неприятности. Даже крупные компании время от времени выплачивают штрафы за недопустимую рекламу. О каких законах необходимо знать и рекламодателям, и специалистам по контексту и SMM, разберем в статье.

Общие правила

Для начала напомним, что реклама в любом случае должна быть достоверной и этичной. Список запрещенных товаров известен, и с ним можно ознакомиться даже в справочных разделах рекламных площадок и инструментов. Общие правила регулируются «Законом о рекламе», и они таковы:

  • реклама не должна вводить в заблуждение (цены, условия акций, характеристики товара и т.д.);
  • не допускаются сравнения с конкурентами, если они не подтверждены доступными исследованиями (ссылка на рейтинги «кто лучше» — обязательный элемент при заявлениях вида «самые низкие цены» или «мы № 1»);
  • при рекламе оздоровительных услуг и БАДов необходимо предупреждать о необходимости консультации со специалистом (исключение — если нет заявлений об оздоровительном эффекте, например, йоги);
  • не допускается дискриминация (не только по социально-демографическим признакам, но и по принципу «наши покупатели лучше»);
  • необходима возрастная маркировка.

Это касается любого вида рекламы. Специфику отдельных способов заявить о себе рассмотрим ниже, а пока остановимся на других общих проблемах.

Законы

Помимо «Закона о рекламе», в ряде случаев нужно помнить и о других законодательных требованиях:

  • «Закон о защите персональных данных» — его нарушают, отправляя рассылки без явно выраженного согласия адресата;
  • «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — актуален не только для возрастной маркировки, но и при выборе рекламных площадок (сайтов, каналов YouTube и т.д.);
  • «Закон о защите конкуренции» — неправомерные сравнения, использование чужого наименования и бренда;
  • «Закон об авторском праве» — не допускает использования чужих фотографий и других плодов творческой деятельности без согласия автора.

За нарушения налагаются штрафы, взыскания упущенной выгоды, компенсация морального вреда. И это может стать весьма крупной суммой. Правда, здесь возникает вопрос, кто несет ответственность, если рекламодатель просто доверился специалистам.

Договор

Он должен заключаться в любом случае, ведется ли работа с агентством или с фрилансером. Это выгодно для обеих сторон: в случае претензий есть документ, где зафиксированы все обязанности. Кроме стандартных положений и сметы, стоит уделить внимание таким вопросам:

  • ответственность — кто будет отвечать за допущенные нарушения и, при необходимости, выплачивать или компенсировать штраф (например, если рекламодатель сам настаивает на размещении определенной рекламы, несмотря на предупреждения агентства, логично, если и отвечать за это тоже будет он);
  • требования к креативу и авторские права — нередки споры из-за того, что рекламодателю не нравится результат работы агентства, при этом некоторые заказчики потом используют созданные для них макеты, но уже самостоятельно; такие вопросы лучше заранее решать договором;
  • порядок согласований — что будет считаться подтверждением (например, только электронная почта или только подписанные документы).

Чтобы предусмотреть все и избежать возможных неприятностей, стоит проконсультироваться с юристом. Тогда, даже если кто-то допустит некорректную рекламу (по невнимательности, незнанию или из-за излишней смелости), будет ясно, кому отвечать за ошибки.

Теперь рассмотрим, какие нарушения характерны для разных видов рекламы и почему их необходимо избегать.

Контекстная реклама

Пожалуй, наиболее распространенные случаи здесь — это нарушения законов «О рекламе» и «О защите конкуренции»:

  • использование превосходных степеней без подтверждений (все те же «самые низкие цены» и «лидеры»);
  • использование названия компании-конкурента (в любом виде, показываемом людям);
  • недостоверная информация о ценах и акциях (нет полных условий, цена уже повысилась, товар закончился и т.д.).

Неудачные формулировки тоже встречаются, и они могут послужить поводом для претензий о дискриминации. Поэтому при желании запустить что-то смелое и дерзкое, стоит для начала показать примеры фокус-группе.

SMM

Здесь популярны конкурсы и розыгрыши, поэтому проблемы часто возникают именно с ними. Чтобы избежать претензий, нужно максимально подробно прописывать правила:

  • сроки проведения;
  • условия участия;
  • порядок выбора победителя;
  • дальнейшее использование полученных фотографий/стихов/рисунков.

Словом, у возможных участников конкурса не должно остаться никаких вопросов. Подробные условия должны быть доступны для каждого пользователя соцсети или подписчика закрытой группы (да, даже в закрытых группах нужно соблюдать все правила).

Еще соцсети — это место, где регулярно нарушаются авторские права. Самый простой способ избежать претензий — использовать свои фотографии и картинки или покупать их. То же касается музыки и видео: если нет прав, брать нельзя.

И, наконец, есть еще одна специфическая особенность: рекламой могут быть сочтены не только таргетированные объявления. Любой пост в сообществе или в личном аккаунте сотрудника, где рассказывается о товаре или услуге компании, может попасть под определение рекламы. И даже отзыв, за который клиенту «заплатили» бонусами или подарком, в зоне риска. Поэтому следует всегда следить за тем, что пишется в соцсетях. Если ФАС не заметит, конкуренты и бдительные пользователи могут ему помочь.

Нативная реклама в СМИ

Здесь тоже есть специфическое требование: нельзя, чтобы в таких статьях приводились хвалебные отзывы должностных лиц. Это стоит учитывать, если СМИ относится к размещениям без особого внимания и не редактирует «партнерские материалы». А в остальном все то же — без введения в заблуждение, превосходных степеней и выпадов в сторону конкурентов.

В заключение

Может показаться, что при соблюдении всех требований реклама получается скучной и одинаковой у всех. Но это не так, иначе не было бы такой борьбы за размещения. И оставаться в правовом поле, в конечном итоге, выгоднее и спокойнее. Штраф до 0,5 млн, необходимость снять рекламу, компенсировать вред и даже выпустить опровержение за свой счет — хорошие стимулы, чтобы ничего не нарушать.


Реклама по закону

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных