Если сайт используется для привлечения клиентов, он должен соответствовать ряду требований, важных и для владельца, и для пользователей. Как обнаружить, что пришла пора перемен, и понять, какие доработки необходимы, расскажем в статье.
Признаки проблем
В первую очередь, стоит убедиться, что сайт действительно нужно переделывать. Никто не запрещает менять дизайн или структуру просто по желанию, но важно помнить о вероятности потери позиций в выдаче и изменения поведения посетителей. Подробно о поводах для редизайна мы рассказывали в этой статье: http://promoteh.ru/articles/_aview_b268, а сейчас остановимся на признаках настоящих проблем с сайтом:
- конверсия с сайта уменьшается;
- показатель отказов растет;
- сайт перестал работать так, как задумывалось;
- позиции в поисковой выдаче падают;
- пользователи не совершают ожидаемых действий.
Обнаружить эти явления помогут Яндекс.Метрика и Google Analytics. Важно внимательно изучить поведение посетителей, чтобы найти причины изменений и убедиться, что виноват именно сайт, а не, допустим, снижение цен у конкурентов. А прежде чем погружаться в детальный анализ, стоит обратить внимание на следующие распространенные поводы задуматься о переделках.
Не в тренде
Мгновенно подхватывать модные веяния нужно не всем, но о том, что уже окончательно устарело, следует знать каждому. Сегодня к пережиткам прошлого относятся:
- отсутствие адаптивности или мобильной версии;
- визуальная перегруженность страниц;
- бесконечное прокручивание;
- избыток анимации, особенно, фоновой;
- отсутствие информативной «заглушки» для страниц «в разработке» и «404»;
- использование Flash.
Зачастую внести нужные изменения можно без масштабных работ по переделке всего сайта. Но такая ситуация – следствие постоянного поддержания хорошего состояния веб-ресурса. Если же на сайт обращают внимание редко и по случаю, добавление красивой картинки на страницу «404» от проблем не избавит.
Общая запущенность
Техническое состояние сайта важнее следования моде, поскольку влияет и на поведение посетителей, и на позиции в поисковой выдаче. Если сайтом долго не занимались специалисты, а наполнение велось по принципу «как получится», возможны такие проблемы:
- устаревшая или противоречивая информация;
- непонятная структура;
- запутанная навигация;
- дубли страниц;
- ошибки в файлах robots.txt и sitemap;
- медленная загрузка сайта;
- технические сбои при совершении посетителями ожидаемых действий.
Проблем может быть больше, все зависит от особенностей и функциональности сайта. Но если посетители, будь то потенциальные покупатели или роботы поисковых систем, встречаются с трудностями, нужно исправлять ситуацию как можно быстрее. Иначе ни о росте конверсии, ни о повышении позиций в выдаче говорить не приходится.
Недостаток функций
Понять, чего не хватает пользователям, можно проанализировав их поведение и посмотрев, что внедрено на сайтах конкурентов, неважно, прямых или работающих в других регионах и странах. В качестве примера приведем такие удобные, но не всегда доступные функции:
- поиск по сайту;
- фильтрация каталога или контента;
- онлайн-калькуляторы;
- онлайн-чат и другие способы связи;
- редактирование товаров в «Корзине»;
- быстрая регистрация;
- покупки без регистрации;
- триггерная рассылка с подтверждением заказа;
- подключение сервисов, упрощающих управление, например, интеграция с 1С или с CRM.
Список полезных нововведений составляется индивидуально, в зависимости от тематики сайта и привычек целевой аудитории. Только нужно учесть, что при масштабной переработке функциональности может понадобиться смена CMS, переезд на другой хостинг и другие, на первый взгляд, неочевидные действия. С другой стороны, удобные сайты нравятся людям больше, чем недружелюбные и сложные для понимания. А функции, полезные для сотрудников, помогут быстрее и лучше обслуживать заказчиков.
Требования законодательства и вопросы безопасности
Сегодня и для коммерческих, и для информационных сайтов действует ряд правил, которые нужно соблюдать под угрозой штрафа или блокировки. В то же время, активность хакеров не снижается. Поэтому следует проследить, соблюдаются ли такие требования:
- наличие SSL-сертификата и его регулярное подтверждение;
- наличие «Политики конфиденциальности», предупреждения об использовании cookie и всего, что нужно для защиты персональных данных пользователей;
- интеграция надежной платежной системы или онлайн-кассы;
- использование плагинов, защищающих от хакерских атак, и антивируса;
- использование достаточно надежной и защищенной CMS.
Случается, что для обеспечения безопасности и корректной работы требуется сменить «движок», но бывает и так, что привести сайт в порядок несложно, главное, не забывать об этом и вовремя обращаться к специалистам.
Впереди конкуренты!
Наконец, желание все переделать может быть вызвано высокими позициями конкурентов и успехом их деятельности. В этом случае важно проанализировать не только свой сайт, но и чужой – это нужно для понимания причин популярности. Впрочем, следить за соперниками стоит всегда: если вы только задумываетесь об изменениях, вероятно, они уже занялись ими.
В заключение
Если сайт – это маркетинговый инструмент, необходимо поддерживать его в рабочем состоянии и помнить, что цель любых изменений – повышение конверсии. Тогда поводы для масштабного или косметического «ремонта» обнаруживаются проще, а внедрение нужных доработок выполняется своевременно, а не после критического падения позиций и потери покупателей.