Существует несколько метрик для оценки эффективности продвижения сайта, и это не только позиции в поисковой выдаче. Какие показатели важно отслеживать и что учитывать при их анализе, рассмотрим в статье.
Видимость сайта относительно конкурентов
Анализ позиций в сравнении с аналогичными сайтами важен потому, что в выдаче по одному и тому же запросу могут присутствовать страницы с различным содержанием. Если запрос не конкретизирован, пользователь может получить и товарные предложения, и ссылки на информационные материалы, например, о выборе продукта или его применении. Следовательно, довольно сложно оценить результативность продвижения конкретной страницы, если ее конкурентами становятся разнообразные сайты, в том числе, без явно выраженной коммерческой направленности и продвигающиеся за счет контента.
Сравнение позиций с конкурентами, в таком случае, покажет, опережает ли страница аналогичные предложения. Если да, можно не беспокоиться о присутствии в выдаче агрегаторов и «Википедии». Если нет, нужно искать причину и корректировать стратегию.
Важно отметить, что проверку позиций нужно выполнять с помощью специально разработанных сервисов, а не просто поиском по запросу. Выдача для каждого пользователя индивидуальна, поисковые системы подстраиваются под предпочтения, основываясь на истории поиска в браузере. Поэтому владелец, сотрудник и клиент компании увидят разные результаты. К тому же, для получения полной картины следует анализировать ряд страниц, а не одну или несколько избранных.
Количество и качество трафика
Рост трафика – это видимый и понятный результат продвижения. Но здесь есть один важный «подводный камень»: трафик может оказаться нецелевым. В этом случае люди заходят на сайт и понимают, что он им не нужен. А значит, даже первые позиции в поисковой выдаче пользы не принесут.
Анализируя трафик, важно обращать внимание на такие критерии его оценки:
- источник перехода – продвижение в поиске влияет на органический трафик, размещение ссылок приводит людей с других площадок, параллельные маркетинговые активности тоже могут сказаться на результате;
- дальнейшие действия – это не обязательно покупка, но явный интерес к предложению, как минимум, просмотр страниц;
- используемые запросы – так проверяется не только эффективность текущей работы, но и составляется план оптимизации под более широкий список запросов (например, выделяются дополнительные страницы или размещается новый контент);
- количество брендовых запросов – к его росту не всегда приводит только SEO, и при анализе динамики такого трафика нужно учитывать другие действия по продвижению бизнеса (реклама на различных площадках, деятельность вне сети).
Для получения подробной информации удобно воспользоваться счетчиками Яндекс.Метрика и Google Analytics, которые в любом случае следует установить на сайте для сбора статистики. Сравнивать показатели нужно за периоды – с учетом сезонности, начала работ по продвижению и этапов их выполнения. В этом случае причины роста (или отсутствия) трафика будут понятнее.
Конверсия
Поисковое продвижение может оказывать влияние на конверсию. И привлечение клиентов – это и есть, как правило, цель обращения к оптимизаторам. Но уровень сервиса, компетентность продавцов, соблюдение сроков доставки и ценовая политика – вне зоны действия SEO-специалистов.
Тем не менее, оценить результат продвижения по показателям конверсии можно с помощью анализа действий пользователей, пришедших на сайт из поисковой выдачи. Важно только обратить внимание на такие нюансы:
- выбор цели – если покупки обычно не совершаются с первого раза, для оценки конверсии стоит использовать другое целевое действие (подписка, просмотр определенного количества страниц);
- путь к целевому действию – он может оказаться сложным или неочевидным, в этом случае конверсии не будет;
- точка отказа – если действие не совершается, важно понять, почему так происходит, и SEO может быть ни при чем.
Ответственные специалисты при проведении аудита сайта выявляют основные «опасности» для конверсии, поэтому изначально стоит прислушаться к рекомендациям, а в дальнейшем анализировать показатель конверсии с учетом всех вероятных проблем посетителей.
Стоимость привлечения
Как и на конверсию, на стоимость привлечения могут влиять факторы, не зависящие от SEO-специалистов. Но если все работает, как надо, этот показатель будет радовать: с течением времени, при постоянном приросте трафика и повышении видимости сайта по ряду запросов, стоимость привлечения лида снижается.
Все и сразу?
Для оценки эффективности продвижения важно выбрать правильные метрики. Как видно, ключевые бизнес-показатели только частично зависят от SEO: нужно работать над сайтом и сервисом в комплексе. А такие привычные KPI, как позиции и трафик, не имеют особого значения сами по себе и нуждаются в детальном анализе.
Поэтому стоит заранее обсуждать со специалистами, какие метрики будут использоваться, и помнить, что работа по достижению результата может быть долгой и сложной. Зато эффект, при правильной стратегии, будет заметным и ощутимым.