Поисковые системы развивают алгоритмы, совершенствуют семантический поиск и стремятся найти для пользователей все, что может им понадобиться, даже без ключевых слов в запросе. Значит ли это, что техническая оптимизация уходит в прошлое и достаточно просто интересно писать? Разберем в статье.
Как это работает?
Напомним, в чем суть работы семантического поиска. Алгоритм, созданный на самообучающейся нейронной сети, учится понимать смысл запроса, а не просто выделять ключевые слова и предлагать точные совпадения, найденные в заголовках. В результате пользователь получает искомое, даже если он ввел в строку поиска синоним, описательное предложение или фразу с тем же смыслом, но без «ключа».
Естественно, что при желании можно учесть все варианты запроса и добавить их в текст на странице в прямом вхождении (без изменения рода, числа и падежа слов). Но это и не нужно, поскольку при написании информативного текста, соответствующего заявленной в заголовке теме, в любом случае так или иначе будут использованы и синонимы, и термины. Создается иллюзия, что можно просто создавать качественный контент и больше ничего не делать.
Но это не совсем так. Для корректного ранжирования алгоритмам нужно обучаться на собираемых данных о поведении пользователей. А значит, им нужно понимать:
- Содержание страницы. Проблема в том, что для каждого сайта время нахождения на нем робота поисковиков ограничено. Следовательно, если не помочь ему быстро сориентироваться и понять, о чем текст, насколько он информативен и что еще полезного есть на этом сайте, существует большая вероятность, что робот неверно оценит содержание. Или не сочтет его достойным высоких позиций в выдаче.
- Намерение пользователя. Алгоритмы учитывают все данные о поведении зарегистрированных в системе людей, но этого не всегда достаточно для предложения нужного контента конкретному человеку. Например, под запросом «детали двигателя» может скрываться и желание купить что-то, и простое любопытство. Системы делают предположения, но чтобы страница была показана тому, кому нужно, она должна содержать точное указание на тематику: предлагается ли здесь купить, почитать про детали или узнать о способах самостоятельного ремонта. Просто потому, что человек не кликнет по неинтересной ссылке.
Итак, у бесполезного контента действительно нет шансов, но поисковики по-прежнему должны как-то узнавать о существовании интересных и информативных страниц. И это приводит к необходимости технической оптимизации и текста, и сайта в целом, благодаря которой роботы смогут быстро понять и оценить релевантность и качество контента. Правда, к теме активного использования ключевых слов это нас не возвращает.
Чего хочет Google?
Эта поисковая система первой начала использовать семантический поиск, и ее представители неоднократно напоминали о том, что техническая оптимизация необходима для понимания роботами содержания страниц. И вот, что для этого нужно:
- Мета-теги. По содержанию Title и Description поисковик быстро понимает тему и содержание страницы, поскольку заголовки и описания – это первое, что сканируется роботом.
- Карта сайта. Для оценки содержимого роботу проще использовать именно эту информацию, и если какие-то страницы отсутствуют в карте, велик риск, что они так и не будут проиндексированы. Особенно важно уделить внимание карте, если мобильная версия сайта отличается от десктопной.
- Разметка. Структурирование страницы имеет большое значение, так как упрощает процесс оценки ее содержания. Причем, представители Google рекомендуют прорабатывать разметку для каждой страницы по отдельности.
Кроме того, Google по-прежнему ценит ссылки с авторитетных ресурсов и длинные тексты, полностью раскрывающие тему. К точным вхождениям ключевых фраз поисковик относится лояльно, но переоптимизацию распознает и не любит.
Что важно для Яндекса?
Надо отметить, что запуск «Королева» не оказал особого влияния на коммерческие сайты. Здесь важнее алгоритм «Баден-Баден», карающий за переоптимизированные тексты. Тем не менее, требования к технической оптимизации остаются прежними и совпадают со списком от Google.
Существуют и специфические нюансы, на которые обращает внимание Яндекс:
- Длина текста. Поисковик предпочитает тех, кто пишет коротко и по делу. При этом ключевые фразы, указывающие на содержание страницы, важны, но использоваться они должны в меру.
- Низкочастотные запросы. В некоторых тематиках они могут иметь большее значение, чем высокочастотные, по которым ведется нешуточная борьба за ТОП.
- Коммерческие факторы. Яндекс выдвигает ряд требований к содержанию продающих сайтов, в частности к заполнению страницы «Контакты», понятной навигации и структуре.
Как видно, без технической оптимизации не обойтись и здесь. И она может иметь решающее значение для коммерческих сайтов, конкурирующих за место на первой странице выдачи с агрегаторами. Не стоит забывать и о том, что места для органических ссылок в ТОП становится все меньше.
Вывод
Понятные мета-теги, четкое указание на содержание страницы, простой доступ к контенту – все это задачи, решаемые комплексом работ по SEO. И если контент действительно полезен и интересен, при грамотной его подаче роботам поисковиков стоит рассчитывать на хороший результат.