Отсутствие желаемых позиций в поисковой выдаче или потеря достигнутых показателей могут быть связаны с разными причинами. Почему падает трафик и страницы пропадают из ТОП, разберем в статье.
А точно не санкции?
Алгоритмы поисковых систем постоянно совершенствуются, и если не следить за изменяющимися требованиями Яндекса и Google, потерять позиции несложно. Причем, наказание может настигнуть по ряду причин, как очевидных, так и не всегда учитывающихся владельцами сайтов:
- Спамные ссылки. О том, что нельзя покупать ссылки на сомнительных биржах и ресурсах, известно не первый год. Но не так редки случаи, когда у владельцев сайтов возникают проблемы из-за работы оптимизаторов или предыдущих хозяев купленного домена. Если вы полностью уверены, что сайт не мог продвигаться нечестными методами и не был взломан, фильтра за спам-ссылки можно не опасаться.
- Некачественный контент. Он же нерелевантный, он же неуникальный, он же автоматически сгенерированный.
- Дублированный контент. Совпадение текста на страницах сайта, наличие аффилиата, которым может быть признан региональный поддомен – повод либо выбрать одну страницу для выдачи, либо отказаться от показа обеих. На усмотрение поисковой системы.
- Скорость загрузки сайта. Да, медленная работа сайта может стать причиной потери позиций: поисковики постоянно напоминают, что заботятся о пользователях и наказывают владельцев сайтов, не разделяющих их позицию.
- Mobile-friendly. Если сайт неудобен для мобильных пользователей, позиции его страниц будут понижены в мобильной выдаче и, возможно, в десктопной (к примеру, при наличии большого количества отказов мобильных пользователей, влияющее на общее восприятие сайта поисковым роботом).
- HTTPS. Google неоднократно предупреждал, что безопасные сайты будут иметь приоритет. С 20 января 2017 года поисковик настоятельно рекомендует переводить сайты на этот протокол, и уже заметны изменения в результатах поиска: сайты на HTTPS занимают более высокие позиции.
Впрочем, если делать сайт полезным, удобным, информативным и во всех отношениях приятным для пользователей, санкций избежать несложно. Но при потере позиций следует сначала проверить, нет ли в сервисе для веб-мастера предупреждений от поисковиков. Санкций нет – разбираемся дальше.
Каннибализация
Это явление наблюдается, когда одна страница ранжируется выше другой, хотя и не должна так делать. Но поисковый робот считает, допустим, страницу категории релевантнее страницы товара. В таком случае пользователь не получает желаемого: он ищет конкретную модель, а не все предложения бренда. Или же высокую позицию занимает статья с советами по выбору или использованию продукта, а человеку она не нужна, он уже готов купить.
Каннибализация, как правило, становится следствием непродуманной структуры сайта и неверного распределения запросов по страницам. Бороться друг с другом за позиции могут:
- страницы с совпадающими ключевыми фразами;
- страницы с семантически или синонимически схожими «ключами»;
- схожие страницы с разным ссылочным весом (внутренним и внешним).
Следует избегать продвижения разных страниц по похожим запросам, следить за уникальностью метатегов, продумывать структуру сайта (особенно важно для интернет-магазинов). Подробно о выявлении и устранении страниц-каннибалов ключевых слов мы рассказывали здесь: http://promoteh.ru/articles/_aview_b87
Падение НЧ-запросов
Возможна ситуация, при которой некоторое количество поисковых низкочастотных запросов демонстрирует резкое снижение числа переходов. Соответственно, падают позиции и трафик определенных страниц. Это возможно по нескольким причинам:
- Сезонность. Самый банальный вариант, но его стоит проверить первым.
- Изменение семантического ядра. Часть запросов могла просто потеряться во время новых работ по оптимизации. В таком случае нужно по ситуации либо скорректировать старые страницы под новое СЯ, либо вернуть прежние «ключи».
- Появление новых страниц. В этом случае речь идет об упомянутой выше каннибализации: более релевантная страница забирает трафик у старой.
Выявленные проседания позиций можно устранить, оптимизировав сайт под пропавшие запросы и скорректировав описания и заголовки страниц. После чего в панели веб-мастера необходимо запросить перепроверку сайта роботами Яндекса и Google.
Удаление страниц
Настоятельно не рекомендуется удалять товарные карточки и другие страницы сайта без согласования с SEO-специалистом. Это может привести к проблемам с индексацией и поведенческими факторами, как следствие – к потерям позиций, трафика и доверия пользователей.
К слову, и при ведении контекстной рекламы не нужно предпринимать какие-либо изменения без ведома специалиста.
Технические проблемы
Случается, что причины плохого ранжирования или отсутствия индексации гораздо проще, и выявить и устранить и несложно:
- Запрет на индексацию. В файле robots.txt могли быть допущены ошибки, в результате которых все или некоторые страницы сайта оказались просто закрыты от индексации поисковыми роботами. Нужно исправить ситуацию и подождать следующего прихода бота.
- Сбой в работе счетчика. Сами по себе Яндекс.Метрика и Google Analytics вряд ли «сломаются», а вот изменения на сайте, выполненные не вполне компетентно или просто невнимательно, могут привести к тому, что код счетчика перестанет загружаться.
Если потеря позиций или трафика наблюдается после выполнения каких-либо работ на сайте (от добавления страниц до редизайна), следует убедиться, что все сделано как надо.
Происки конкурентов или хакеров
Наконец, самая неприятная ситуация – это взлом сайта и размещение на его страницах вредоносного кода или спамных ссылок. Поисковики обнаруживают нарушение и накладывают санкции. Доказать, что владелец сайта непричастен, возможно далеко не всегда (исключение – код, который точно оставлен хакерами, потому что несет выгоду только им).
Когда взлом уже совершен, следует обратиться к специалистам для удаления вирусов и восстановления работы сайта. В некоторых случаях решить проблему поможет только смена домена. Поэтому важно сразу следить за безопасностью сайта, выбирать надежный хостинг и регулярно обновлять CMS. Подробнее о способах взлома и способах защиты можно прочитать в этой статье: http://promoteh.ru/articles/_aview_b345
В заключение
Как видно, большая часть ошибок, приводящих к проблемам ранжирования, допускается по невнимательности. При внесении любых изменений нужно помнить о поисковых роботах и помогать им правильно понять содержание страницы и определить, когда, кому и на какой позиции она должна и может быть показана.