Поиск и просмотр информации на смартфоне или планшете отличается от тех же действий на ПК, и это необходимо учесть, работая с мобильными пользователями. Какие желания людей и требования поисковых систем следует удовлетворить, и как это можно сделать, расскажем в статье.
Понимание цели
Уже не стоит вопрос, зачем нужна адаптация под мобильные устройства: гаджеты есть почти у каждого, и все чаще используются для выхода в интернет. Важно другое – зачем в мобильном поиске ищут именно этот сайт, и что хотят сделать с его помощью?
Ответы определяют многое. К примеру, записаться к парикмахеру, заказать доставку еды или купить привычные товары повседневного спроса несложно и за компьютером, и со смартфоном в руках. Следовательно, важны удобные кнопки CTA, контакты, информация для принятия решения. Если же пользователи обычно ищут сведения о компании и ее продукте, но заказ оформляют иначе, будет достаточно удобного взаимодействия с контентом. И, разумеется, присутствия страниц в поисковой выдаче.
Определить цель нужно для последующей работы. Конечно, есть правила, одинаковые для всех случаев, но они относятся, по большей части, к техническим нюансам. А удовлетворение запросов пользователей – это уже поиск решений для каждой конкретной компании.
Адаптивный дизайн или мобильная версия?
Эти способы обеспечить удобное взаимодействие с сайтом на всех устройствах различаются и сложностью, и стоимостью. И выбор зависит от поведения пользователей:
- адаптивный дизайн – вариант для случаев, когда пути по сайту и по «воронке продаж» на ПК и мобильном устройстве одинаковы или очень похожи;
- мобильная версия создается, если конверсия совершается иначе, а поиск ведется по другим запросам.
Узнать, какой вариант нужен, можно, проанализировав поисковые запросы мобильных пользователей и их поведение на сайте. Если им просто неудобно, стоит задуматься об адаптивном дизайне, если они хотят получить что-то особенное – об отдельной мобильной версии на поддомене.
Семантическое ядро
В ряде случаев список ключевых слов понадобится расширить. Это связано с отличиями формулировок (набирать текст на клавиатуре компьютера удобнее) и ростом популярности голосовых помощников.
Также важно определить тип запросов: для схожих страниц десктопного и мобильного вариантов в первом случае могут использоваться транзакционные, а во втором – информационные. Пример – поиск информации о товаре, увиденном на полке магазина.
Для корректировки ядра под запросы мобильных пользователей следует изучить и собственную статистику по переходам из поисковой выдачи, и данные сервисов подбора ключевых слов от Яндекса и Google.
Вопросы usability
Чтобы взаимодействие с сайтом было удобным, необходимо учитывать особенности использования мобильных устройств. Они определяют и базовые принципы оформления страниц, и необходимость дополнительных функций.
- Общие правила дизайна. Заметные кнопки призыва к действию, удобное расположение кнопок и ссылок, отсутствие всплывающих окон, перекрывающих экран – уже не рекомендации, а понятная для всех необходимость. Важно уделить пристальное внимание и читабельности текста, если таковой важен для пользователей.
- Масштабирование. Необходимо, чтобы страница подстраивалась под размер экрана, желательно, браузера, а не устройства. Для этого используется метатег viewport. Он размещается в контейнере head и контролирует размер и масштаб отображаемой страницы. От правильной настройки масштабирования зависит и удобство просмотра контента, и сам внешний вид страниц.
- Медиаконтент. Если пользователям предлагаются фотографии, анимация, видеоролики, нужно позаботиться, чтобы контент быстро загружался и воспроизводился на всех устройствах. То есть нужно помнить про разные операционные системы и не делать страницы слишком «тяжелыми».
- Реклама. С недавнего времени Google обращает пристальное внимание на форматы рекламы для мобильных версий. Межстраничные объявления и баннеры не должны мешать посетителям сайта, в противном случае существует риск понижения позиций в мобильной выдаче. Нельзя перекрывать контент до и во время просмотра и использовать баннеры, занимающие половину экрана. Даже если поисковик что-то не заметит, пользователи все равно отреагируют отказом.
- Кнопка «позвонить». Это уникальная возможность для мобильных пользователей, и пренебрегать ей не стоит. Кнопка позволяет сразу совершить звонок, не набирая номер, что во многих случаях весьма востребовано.
- Виджеты соц.сетей. Контентом с мобильной версии тоже можно и нужно делиться.
Все решения следует проверять: то, что кажется удобным, может таковым не оказаться. Поэтому анализ поведения пользователей с мобильными устройствами важен так же, как и при работе с десктопной версией сайта.
Технические нюансы
Поисковые системы официально заявили о необходимости корректной работы сайтов на всех устройствах и понижении позиций в мобильной выдаче за отсутствие адаптации. Остановимся на важных моментах, которые оказывают влияние и на восприятие сайта роботами, и на пользовательский опыт:
- редирект на мобильную версию страницы должен быть настроен на соответствующем десктопном варианте;
- скорость загрузки страницы не должна превышать 1 секунду;
- расширенный сниппет важен для предоставления информации о компании еще в результатах выдачи;
- файл robots.txt должен быть открыт для поисковых роботов, а количество закрытых от индексации элементов желательно сократить.
Важно обеспечить пользователям доступ к запрашиваемой информации, поэтому следить за необходимостью редиректов 301 и 302, количеством страниц с ошибкой 404 и корректностью внутренних ссылок нужно точно так же, как и на десктопной версии.
В результате
В мобильной выдаче необходимо попадать в ТОП-3, то есть на «первый экран», а это невозможно без тщательной проработки всех пунктов, от семантики до дизайна. Но такая забота о мобильных пользователях нужна не столько для трафика, сколько для повышения конверсии. Что и является конечной целью.