В ноябре 2016 года Google анонсировал изменение подхода к индексации сайтов: количество мобильных пользователей растет, и необходимо учитывать именно их интересы. Тестирование нового mobile-first индекса еще продолжается, но разработчики Google надеются на его повсеместное внедрение в текущем году. Каких изменений нужно ждать, и как заранее к ним подготовиться, расскажем в статье.
Новые правила
Забота Google о мобильных пользователях – явление знакомое. Еще в апреле 2015 года для ранжирования сайтов, адаптированных под мобильные устройства, был запущен алгоритм mobile-friendly. Теперь разработчики пошли дальше.
Сегодня индексирование и ранжирование проводится так: робот поисковика оценивает десктопную версию, которая предлагается всем пользователям, независимо от типа устройств. Но более высокие позиции занимают сайты, соответствующие критериям алгоритма mobile-friendly. Таким образом, выбор между адаптивной версткой и разработкой отдельной мобильной версии остается за владельцем сайта.
После запуска нового индекса ситуация изменится: оцениваться будет не десктопная, а мобильная версия. Результат будет показан всем пользователям. Алгоритм mobile-friendly продолжит работу. То есть первоочередное значение получат сигналы, получаемые роботами поисковика с мобильной версии сайта, а значит, ее несовершенства повлияют на позиции в выдаче.
Владельцам только десктопных сайтов беспокоиться не стоит: поисковик просто учтет отсутствие мобильной версии (как это скажется на позициях – другой вопрос). Не затронут изменения индекса и тех, кто предпочел адаптивную верстку и заботится о качестве сайта для всех своих пользователей. Остальным же придется обратить внимание на повышение «дружелюбности» сайта.
Как подготовиться?
Представители Google обещают предупредить о недостатках сайта сообщениями в Search Cohsole и дать время на подготовку к работе с новым индексом. Впрочем, можно не ждать и начать работу заранее: когда будет запущен индекс, неизвестно, а положительные изменения в любом случае вреда не принесут.
- Адаптивная верстка. Такой вариант станет предпочтительным, поскольку оценка роботом отдельно десктопной и мобильной версий может быть затруднена.
- Соответствие контента. Содержание мобильных и десктопных страниц должно быть максимально схожим. При этом робот обнаружит и оценит контент, скрытый в разворачивающихся блоках.
- Дизайн мобильной версии. Поскольку алгоритм mobile-friendly останется, а сигналы, полученные от мобильных пользователей, станут первоочередными, следует уделить пристальное внимание удобству и привлекательности сайта. В частности, рекомендуется отказаться от всплывающих окон и проверить finger-friendly сайта (легкость управления пальцами).
- Скорость загрузки. По версии Google, хороший коммерческий сайт должен загружаться не дольше 2 секунд. Технология AMP позволяет сократить это время до 0,5 секунд. Словом, чем быстрее загружается мобильная версия, тем лучше.
- Использование микроразметки. Новый индекс повлияет на ранжирование и отображение результатов выдачи на всех устройствах. Следовательно, чем «понятнее» для робота страница, тем быстрее она будет проиндексирована, и пренебрегать разметкой, тегами и другими способами облегчить работу поисковика не следует.
- Robots.txt. Необходимо убедиться, что у поискового бота есть доступ ко всем нужным мобильным страницам.
- Локальное SEO. Поиск на мобильных устройствах имеет свою специфику, поэтому многим компаниям стоит воспользоваться возможностью адаптировать контент под геолокационные запросы.
- Отказ от переадресации. Если по каким-либо причинам необходимо использование не адаптивного сайта, а десктопной и мобильной версий, следует избегать переадресации пользователей по типу устройства. Для показа поисковику обеих версий рекомендуется использовать атрибуты rel=alternate и rel=саnonical.
- Search Console. Мобильную версию необходимо добавить в Google Search Console.
Эти превентивные меры помогут подготовиться к грядущим изменениям уже сегодня. Тем более что mobile-first index только тестируется, и не исключено появление новых рекомендаций по оптимизации сайтов.
Только эксперимент?
Отсутствие даты запуска нового индекса и слова представителей Google о том, что эта работа является всего лишь экспериментом, - не повод откладывать изменения. Разработчики поисковика серьезно настроены на повышение качества мобильной выдачи, и можно предположить, что переход к mobile-first index – действительно вопрос только лишь времени.