Всплывающие окна, онлайн-консультанты, кнопки «поделиться», формы обратной связи и другие интересные и не очень виджеты встречаются практически на каждом сайте. Но не всегда они действительно приносят пользу. Как выбрать нужные для посетителей элементы, действительно помогающие продвижению и продажам, расскажем в статье.
Назначение любого виджета – каким-либо образом помочь посетителям сайта совершить покупку, внимательнее изучить контент или стать подписчиком. Как следствие, размещение виджетов влияет на конверсию, продолжительность сессий, количество возвращений на сайт и другие приятные для владельцев и важные для поисковых систем метрики. Но точно так же виджет может стать причиной роста отказов и падения продаж, если появляется не в то время и не в том месте. Рассмотрим, насколько полезны или вредны бывают популярные виджеты.
Pop-up
Всплывающие окна как самостоятельный инструмент используются для разных целей: приветствие, сообщение о скидках и акциях, предложение подписаться на рассылку или приглашение присоединиться к группе в социальной сети. Показываются они, в зависимости от назначения, в разное время, а внешний вид окна варьируется, исходя из его расположения на сайте. Это хороший способ предложить сомневающемуся посетителю особые условия покупки, увеличить количество подписчиков и вовремя дать нужную подсказку. Но только при условии, что появление окна уместно.
Что нужно делать?
- Не показывать окно посетителю, только что и впервые зашедшему на сайт. Он еще не успел сориентироваться и оценить контент и ассортимент, и подписываться или вступать в группу не станет. Если же окно оформлено в агрессивном стиле, а кнопка «закрыть» незаметна, высока вероятность ухода с сайта.
- Не скрывать кнопку закрытия окна. В ряде случаев не стоит даже заменять привычный «крестик» кнопками «закрыть», «не показывать» или «спасибо, не надо». Посетитель, не нашедший способ быстро убрать ненужное окно, может закрыть саму вкладку.
- С осторожностью использовать окна, блокирующие экран. Если человек изучает контент, не стоит ему мешать. Лучше дождаться момента, когда страница будет прокручена до конца.
- Не показывать всплывающие окна посетителям, которые уже отказались от совершения предлагаемого действия. Если речь идет о подписке, заметную форму в «шапке» сайта заинтересованный человек найдет сам. О скидках и акциях уместно напомнить только посетителям, продолжающим изучать тот же товар.
Конечно, каждый pop-up нужно тестировать, проверяя время его появления, привлекательность оформления и информативность текста. Но общая рекомендация такова: всплывающие окна должны быть полезны, иначе такие виджеты будут в лучшем случае проигнорированы.
Онлайн-консультант
Этот распространенный способ общения с посетителями сайта требует очень внимательного отношения. Но порой выбирается только потому, что наличие онлайн-чата приветствуется Яндексом. В результате человек, не получивший ответ в ожидаемый срок, уходит на сайт конкурента. То же происходит, когда онлайн-консультант некомпетентен, а сам сервис предлагается чересчур навязчиво.
Что нужно делать?
- Определить, нужен ли онлайн-консультант посетителям сайта. Целевая аудитория старше среднего возраста может настороженно отнестись к такому способу общения, а вот молодые и работающие люди, скорее всего, воспримут наличие чата положительно. Стоит учесть и специфику бизнеса – не всегда возникающие у посетителей вопросы уместно обсуждать в чате.
- Продумать и протестировать расположение окна чата и кнопки, вызывающей его раскрытие. Диалоговое окно не должно перекрывать контент, а кнопку следует сделать заметной, но не агрессивной.
- Протестировать автоматическое раскрытие диалогового окна. Как правило, стоит дать посетителю время на ознакомление с сайтом и только потом предложить помощь.
- Не скрывать кнопку сворачивания диалогового окна.
- Если посетитель отказался от общения, не следует постоянно напоминать ему о наличии онлайн-консультанта миганием кнопки вызова или повторными предложениями задать вопрос.
- Организовать работу сотрудников так, чтобы посетители сайта не ждали отклика консультанта. И, конечно, не показывать статус «онлайн», если на самом деле никто ответить не может.
- Не использовать онлайн-консультант как инструмент лидогенерации. Если менеджер получит контактные данные в процессе общения – хорошо, но заставлять посетителей указывать e-mail для того, чтобы оставить первый вопрос, не следует.
Все эти ошибки приводят к отказу посетителей от посещения сайта и уходу потенциальных покупателей к конкурентам. И если нет возможности предоставить грамотную консультацию, лучше не использовать онлайн-чат.
Call-back виджет
Предложение обратного звонка по большому счету реализуется с теми же ошибками, что и онлайн-чат. Это навязчивое предложение перезвонить, постоянно мигающая кнопка вызова и медленная реакция менеджеров. Все это раздражает и не вызывает желания продолжать общение с компанией.
Но существует одна специфическая проблема call-back виджета. Если у посетителя нет доверия к сайту, он вряд ли оставит свой номер телефона. Поэтому обратный звонок не должен быть единственным способом связаться с менеджерами.
Этот сервис, как и онлайн-чат, нуждается в тестировании и постоянном совершенствовании. Само наличие виджета ни на что не влияет, а вот плохая работа по организации общения ни к чему хорошему не приводит.
Социальные виджеты
Кнопки «поделиться» популярны, но не всегда уместны. Если количество «лайков» и репостов незначительно, как социальное доказательство виджет не сработает. Поэтому нужно определить, на каких страницах кнопки могут использоваться посетителями, а где их смело можно не ставить вообще. Например, товарные карточки вряд ли соберут «лайки», а вот полезным контентом посетители поделятся.
Обратный отсчет
Этот виджет используется для стимулирования совершения целевого действия и действительно работает. Проблема только одна: если на сайте постоянно отсчитывается время истечения срока одной и той же акции, постоянные посетители непременно это заметят. Сохранят ли они доверие к компании, идущей на такие сомнительные уловки, - вопрос.
Рекомендованный контент
С помощью этого виджета посетитель удерживается на сайте: ему предлагается посмотреть статьи на ту же тему, почитать популярные и свежие новости, увидеть комментарии к публикациям. Сам по себе этот виджет вреда не принесет, но если контент на сайте некачественный, то и пользы от рекомендаций не будет.
Часы, погода, карты и другие «звери»
Уместность использования виджетов этой группы определяется дизайном сайта и спецификой компании. Так, интерактивная карта проезда к офису нужна всем серьезным организациям, а виджет погоды органично выглядит на сайтах информационных агентств.
Здесь главное не увлекаться анимацией и не отвлекать посетителей от основного контента. Следование только собственным предпочтениям допустимо в личном блоге, а для любого коммерческого проекта важно мнение целевой аудитории.
Вывод
Выбирая виджеты, нужно руководствоваться в первую очередь пользой для посетителей и результатами тестирования. Если чат не работает, контентом не делятся, а звонки не заказывают, значит, пользователям просто не нужны эти сервисы и кнопки. По крайней мере, в том виде, в котором они присутствуют на сайте.