При создании нового сайта взамен старого нужно предусмотреть многое, особенно, если речь идет о посещаемом интернет-магазине. Необходимо не только перенести контент, но и, что намного сложнее, сохранить посетителей и позиции в поисковой выдаче. О чем важно знать заказчикам такой услуги, расскажем в статье.
На откуп разработчику?
Сразу оговоримся: профессионалам можно и нужно доверять. Они найдут решения для каждой задачи, поставленной клиентом. Но сам заказчик должен знать, что требуется сделать для его сайта: какую информацию нужно перенести, что он ждет от функциональности, наконец, планируется ли дальнейшее расширение сферы деятельности. Это важно для выбора CMS и составления подробного технического задания до начала работы - внесение изменений на готовый сайт может оказаться и сложным, и дорогостоящим.
Поэтому не рекомендуется менять сайт или делать редизайн просто потому, что имеющийся вариант стал казаться скучным. О поводах для редизайна мы рассказывали в этой статье: http://promoteh.ru/articles/_aview_b268 . Но когда сайт не соответствует изменившимся требованиям или поддерживать его работу стало невозможно, обновление необходимо.
Смена домена
Изменение адреса сайта, проведенное без должного внимания, неминуемо станет причиной потери прежних позиций в поисковой выдаче и, как следствие, значительного сокращения трафика. Не стоит забывать и о ссылках – все они потеряют значение, поскольку будут вести на несуществующие страницы.
И более того, доменное имя, ранее имевшее владельца, может пользоваться плохой репутацией у поисковых систем. В худшем случае, сайт, работавший по этому адресу, находился под каким-либо фильтром (например «Минусинск» Яндекса). Поэтому следует проверить историю понравившегося доменного имени или придумать новое, никем ранее не использовавшееся.
Чтобы пользователи не потеряли из виду знакомый сайт и легко попадали на его новую версию, нужно настроить 301 редирект. Это ответ сервера, направляющий роботов поисковых систем по изменившемуся адресу страницы. Потери позиций при этом не грозят (конечно, если люди, переходя по ссылке, видят то, что искали). Понадобится внести изменения в файл robots.txt, указав, какой из сайтов является зеркалом.
Эти действия выполнит каждый разработчик. Но если структура нового сайта отличается от прежней, заказчик должен решить, куда будут перенаправляться пользователи. К примеру, если в новой версии интернет-магазина другие подразделы каталога, понадобится определить, на какой раздел приводить посетителей, использующих ранее опубликованные ссылки и закладки браузера.
Смена CMS
Если возможности CMS (Content Management System, «движок») ограничены, может понадобиться замена системы управления сайтом. Чаще всего такая проблема возникает у владельцев сайтов, созданных давно и по знакомству, когда поддерживать самописную или устаревшую CMS больше некому.
В этом случае важно правильно выбрать новую CMS. Вариантов достаточно, поэтому в первую очередь нужно понять, какие функции на сайте нужны сейчас, и что может понадобиться в будущем. Самому вникать в тонкости работы каждой CMS необязательно: если четко сформулировать пожелания, специалисты веб-студии подберут подходящую систему. Общие сведения о системах управления сайтом можно посмотреть в нашей статье: http://promoteh.ru/articles/_aview_b277
Важно учесть, что перенос сайта с одной CMS на другую – задача непростая и трудоемкая. В некоторых случаях создание нового сайта «с нуля» обойдется не намного дороже. При этом дизайн и функциональность будут повторены (при желании). Если же происходит перенос сайта, необходимо указать, какая информация должна быть сохранена. Речь идет не только о текстовом наполнении и иллюстрациях – иногда нужно перенести профили зарегистрированных посетителей, комментарии, историю взаимодействия с сайтом. И это нужно сразу включить в техническое задание, иначе впоследствии перенос может оказаться невозможным или очень сложным делом (соответственно, дорогим).
Особенности интернет-магазинов
При создании нового интернет-магазина, призванного заменить старый, могут возникнуть дополнительные вопросы. Так, нужно решить, переносить ли накопившиеся сведения о посетителях: историю покупок в «Личном кабинете», накопленные баллы в программе лояльности и т.д. Да и самих зарегистрированных пользователей нужно «переместить» на новый сайт без лишних хлопот для них. Важно уделить внимание безопасности переноса данных: если вдруг клиентские e-mail и заказы окажутся доступными для поисковых систем, можно ожидать атаки спамеров на доверяющих магазину покупателей.
Все это тоже нужно предусмотреть заранее: продумать, как клиенты отнесутся к переменам, стоит ли предоставить им возможность самостоятельно зарегистрироваться заново, сохранять ли баллы для всех или организовать удобный переход только для избранных. Разработчики найдут способы сохранить необходимую информацию.
Без потери позиций
Еще один важный момент – сохранение наработок по SEO, если они есть. Так, для новых страниц, отличающихся от прежних адресом, но не содержанием, желательно сохранить те же title и description (заголовок и описание страницы). Не рекомендуется кардинально менять названия товаров. И, конечно, не следует забывать о внутренней оптимизации нового сайта.
В заключение
Конечно, результат работы зависит не только от точного составления технического задания, но и от профессионализма исполнителя. Сэкономить на специалистах – значит с большой долей вероятности столкнуться с необходимостью доработок и переделок. Поэтому при выборе разработчика лучше руководствоваться не стоимостью, а репутацией веб-студии.