Продвижение в поисковой выдаче окружено достаточным количеством мифов, мешающих продуктивной работе по достижению желаемых позиций. Между тем, представители Яндекса и Google периодически выступают с пояснениями, явно указывающими на несостоятельность тех или иных утверждений оптимизаторов. Что действительно имеет значение для успешного продвижения, расскажем в статье.
Естественные ссылки
Уже не секрет, что ссылочная масса по-прежнему влияет на ранжирование сайта, изменилась только оценка качества ссылок поисковыми системами. Яндекс предоставляет довольно подробную информацию о рекомендованных ссылках, как внешних, так и исходящих. Требования просты: ссылки должны размещаться на околотематических ресурсах естественным образом, без помощи бирж. Ссылки на подозрительные сторонние ресурсы, размещенные на сайте, следует удалить или закрыть атрибутом nofollow. И качественная ссылочная масса станет одной из причин повышения позиций - ссылки указывают на доверие и интерес пользователей.
Алгоритм Google Penguin отслеживает все виды спама, поэтому довольно распространенное мнение о равнодушии этого поисковика к покупным ссылкам представляется ошибочным. Особенности работы алгоритма ранжирования представители Google не раскрывают, но постоянно напоминают, что сайты должны быть удобными и полезными. А значит, некачественные ссылки пользы не принесут и здесь.
Проверить ссылочную массу сайта можно с помощью одного из онлайн-сервисов, например Ahrefs. Некачественные и подозрительные ссылки рекомендуется удалять, в крайнем случае – закрывать от индексирования. Ссылки на недоступных сайтах можно добавить в disavow tool Google, но поисковик предупреждает: это допустимо, только если были предприняты попытки удалить ссылки (тех. поддержка потребует доказательства). Яндексу можно доказать, что ссылки удалить невозможно, но это актуально для владельцев сайтов, попавших под санкции «Минусинска».
Поведенческие факторы и социальные сигналы
Учитывают ли поисковые системы данные о поведении пользователей на сайте – вопрос, постоянно вызывающий споры. С одной стороны, было бы странно не обращать внимания на популярность сайта или отдельных его страниц. С другой стороны, накрутка поведенческих факторов технически вполне осуществима, а на ранжирование, по идее, влиять не должна. То же касается распространения информации о сайте в социальных сетях и взаимодействие пользователей с официальными аккаунтами брендов. Активность подписчиков указывает на популярность компании, но искусственно увеличить число «лайков» не представляет труда.
Яндекс прямо заявляет о недопустимости накрутки и накладывает серьезные санкции на уличенные сайты. Поведенческие факторы и социальные сигналы для российского поисковика важны и действительно влияют на позиции в поисковой выдаче. Но что именно учитывает алгоритм, представители Яндекса не раскрывают. И неудивительно: только так можно исключить появление сайтов, сделанных не для людей, а для удовлетворения требований поисковой системы.
Представители Google утверждают, что поведенческие факторы не учитываются, и деятельность в социальных сетях на позиции в выдаче не влияет. Но это не значит, что для продвижения в Google можно использовать любые методы: сайт, находящийся в ТОП, но не привлекающий внимание пользователей, неминуемо вызовет подозрения.
Сниппет
Поскольку внешний вид сниппета влияет на CTR и, как следствие, на позиции сайта, стоит упомянуть о некоторых особенностях его формирования. Яндекс не всегда использует для этого текст тега describtion и может показывать фразы, расположенные рядом с ключевыми словами поискового запроса. Но это не значит, что тегами можно пренебречь.
Расширенный сниппет в Google доступен для сайтов, не вызывающих недовольства поисковой системы, следовательно, может как присутствовать, так и не формироваться автоматически. Алгоритмом установлен определенный порог, достижение которого гарантирует появление расширенного сниппета, но переоценка сайтов происходит регулярно. Поэтому представители Google рекомендуют просто работать над улучшением сайта.
Уникальный контент
Это, несомненно, важный фактор ранжирования, но он работает не всегда. Одной технической уникальности текста обоим поисковикам недостаточно, и более высокие позиции займут страницы с полезной информацией, не являющейся плагиатом. Конечно, на практике картина рисуется не такая радужная, однако не стоит забывать, что текст на сайте оценят и посетители. К тому же, машинное обучение роботов поисковых систем ведется, в том числе, для оценки качества текста.
Наполнение сайта
Продолжая разговор о контенте, следует остановиться на таком важном моменте как отличие сайта от конкурирующих и партнерских ресурсов. Ошибочно полагать, что сайт производителя непременно будет ранжироваться выше, чем сайт дистрибьютора. Если первый ресурс не развивается, не содержит достаточного количества информации и отличается от сайта дистрибьютора в худшую сторону, он вряд ли надолго займет высокие позиции.
То же касается повышения позиций сайта относительно конкурентов: полнота информации, онлайн-калькуляторы, правильные цены и другие полезные для посетителя особенности ресурса станут одной из причин повышения позиций в выдаче за счет улучшения поведенческих факторов.
Региональность ресурса
Этот фактор актуален, в первую очередь, для коммерческих сайтов, стремящихся в ТОП Яндекса. Указание региона, совпадающего с контактной информацией компании, влияет на повышение позиций по релевантным запросам. При этом алгоритм учитывает и другие указания на регионы деятельности компании (контакты и другая текстовая информация).
«Песочница» Google и фильтр «Молодой сайт» Яндекса
Долгое ожидание попадания страниц нового сайта в результаты поисковой выдачи породило миф о наличии у поисковых систем особых способов сдерживания продвижения всех молодых ресурсов. На самом деле, задержка вызвана тем, что поисковик не может в полной мере оценить ресурс, который не изучил досконально, или не наполненный достаточным количеством контента. Поэтому над новыми сайтами нужно просто работать, а поисковики со временем оценят его качество.
Вывод
Попадание сайта в ТОП, будь то Яндекс или Google, невозможно без постоянной и кропотливой работы. В этой статье мы рассмотрели только основные факторы, а для ранжирования важны и внутренняя оптимизация сайта, и юзабилити, и стабильная работа ресурса. О том, как представить сайт поисковым системам в наилучшем виде, подробно рассказано в других публикациях раздела.