+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Найдется всё: каким должен быть внутренний поиск по сайту?

7 Июля 2016

На многостраничных информационных сайтах и в интернет-магазинах с большим ассортиментом важно предоставить посетителям возможность быстро найти интересующий раздел или товар. Эту задачу отлично решает внутренний поиск, но только в том случае, если он удобен для пользователей. Что нужно предусмотреть, расскажем в статье.

Зачем это нужно?

Поиском по сайту, в большинстве случаев, пользуются те, кто ищет определенный товар или контент. Такие посетители знают, что они хотят, и принимают решение о покупке уже на основании цены и условий доставки. Или, в случае поиска информации, с большей долей вероятности готовы оформить подписку, скачать контент или стать постоянным читателем. Но если результаты поиска неудовлетворительны или некорректно представлены, не каждый из них отправится в самостоятельное путешествие по сайту.

В другой ситуации посетители обращаются к поиску, не понимая, в каком разделе или товарной категории они могут найти нужную информацию. Такое случается, когда в названии категорий используются не общепринятые термины, и на сайтах с разветвленными каталогами. Посетителю проще сформулировать запрос, чем гадать, где он может увидеть искомое. При этом запрос может быть общим. 

И, наконец, посетители мультибрендовых интернет-магазинов могут интересоваться продукцией конкретного производителя, не уточняя (или не зная), что именно они хотят приобрести. Конечно, в такой ситуации поможет фильтрация ассортимента по названию фирмы, но не все станут разыскивать бренд в списке. К тому же, посетитель может просто не знать, как пишется или читается оригинальное название на иностранном языке. Поэтому люди, привыкшие к тому, что Яндекс и Google находят информацию даже по неверно введенному слову, попробуют воспользоваться внутренним поиском, ожидая от него такой же отзывчивости.

Но если поиск работает некорректно, посетители делают вывод, что искомого товара или контента на сайте просто нет. А значит, покидают сайт, не изучая ассортимент, и не возвращаются, обнаружив искомое на другом сайте. Следовательно, качество внутреннего поиска напрямую влияет на конверсию и косвенно – на ранжирование в поисковой выдаче.

Противники установки внутреннего поиска на сайте полагают, что быстрое получение результата лишает посетителя возможности изучить и оценить весь ассортимент или контент. Если человек знает, что ему нужно, он сумеет найти это и без строки поиска, попутно посмотрев на другие товары. Но существует вероятность, что такой посетитель просто откажется от блуждания по разделам каталога, если на другом сайте он смог узнать все, что хотел, за одну минуту. К тому же, наличие поиска не исключает возможности предложить посетителю сопутствующие товары. Все дело в том, как должен работать внутренний поиск.     

Доступность

Если строка поиска незаметна или присутствует только на определенных страницах сайта, шансов воспользоваться таким сервисом у посетителей немного. Поэтому рекомендуется размещать поле для ввода запроса в «шапке» сайта. И, конечно, длина строки должна быть достаточной для написания нескольких слов, а оформление этого элемента стоит сделать понятным для пользователей. 

Разговор на одном языке

Пожалуй, самое сложное в реализации хорошего внутреннего поиска – задача предусмотреть все запросы, по которым посетители сайта могут искать информацию. Отсутствие результатов поиска часто связано с тем, что робот просто не понял запрос, а значит, и не смог найти подходящие варианты. При этом товары или контент, соответствующие запросу, вполне могут быть на сайте.

В зависимости от ассортимента и особенностей целевой аудитории, нужно учесть вероятность ввода синонимов, жаргонизмов, сокращений и названий иностранных брендов на русском языке. Причем, в последнем случае желательно найти все варианты. В этом помогут подсказки и статистика запросов поисковых систем.

Если речь идет о поиске контента, надо принять во внимание, что поиск может вестись по жанру,  тематике, именам авторов и персонажей. И здесь тоже возможны ошибки, даже если материалы на сайте только русскоязычные.

Посетители могут искать предложения и по общим или расплывчатым запросам. В первом случае достаточно предусмотреть возможность поиска по категориям и брендам (с синонимами). Второй случай сложнее. Если человек хочет найти «красный стул», достаточно добавить цвет в описание товара. Подобрать результаты для желающего приобрести «вкусные конфеты» уже не так просто, но в этой ситуации можно предложить товары, пользующиеся популярностью у других покупателей.

И, конечно, хорошо работающий поиск должен уметь распознавать опечатки. Можно предлагать посетителям вариант предположительно правильного написания, как это делают поисковые системы, или просто показывать результаты внутреннего поиска без уведомления о допущенной ошибке. Не помешают и подсказки, аналогичные предложениям поисковиков при вводе запроса.

Все это выполнимо, даже если используется поисковый робот CMS сайта. Главное, проанализировать запросы посетителей и выявить, что и в какой форме они спрашивают и у внешних поисковиков, и на сайте.

Фильтрация результатов

Если используются общий запрос, часто недостаточно просто показать посетителю все, что представлено в указанной категории. Поэтому стоит предложить пользователям возможность отфильтровать результаты по каким-либо параметрам: цена, размер, цвет – по ситуации. Причем, такая функция может быть добавлена прямо в форму поиска, чтобы посетитель сразу указывал желаемые критерии. Другой вариант – добавить фильтр на страницу с результатами. 

Оформление результатов поиска

В идеальном варианте, посетитель, воспользовавшийся внутренним поиском, обнаруживает искомый товар или контент и тут же совершает требуемое целевое действие. Чтобы это произошло, нужно представить товар лицом уже на странице с результатами: добавить изображение, характеристики, цену, условия доставки и кнопку «купить» («скачать»).

Если ничего не найдено

Не стоит оставлять посетителя наедине с пустой страницей результатов поиска. Можно предложить аналогичные товары другого производителя или настроить показ предложений, которые заинтересовали других пользователей, сделавших такой же или похожий запрос. Для этого используются системы персонализации и анализа поведения посетителей сайта. Более простой вариант – размещение на странице с результатами поиска ссылок на другие разделы.

При этом нежелательно автоматически очищать строку поиска. Возможно, пользователь захочет уточнить запрос, а это проще сделать, видя первоначальный вариант.

Яндекс, Google или плагин?

Организовать внутренний поиск можно разными способами: с помощью инструментов поисковых систем, готовых плагинов для CMS или индивидуально разработанных решений. Последний вариант дает возможность устроить поиск так, как хочется владельцу сайта, в остальных случаях придется использовать то, что есть. И нужно учитывать, что результативность внутреннего поиска, предоставляемого Яндексом и Google, может зависеть от скорости индексации страниц сайта этими поисковиками. Зато не придется вручную прорабатывать списки синонимов.

В заключение

Видя строку поиска на сайте, пользователи ожидают, что эта функция работает так же, как привычная поисковая система. Поэтому и важно обеспечить их релевантными результатами – мало кто подумает, что сам ввел неправильный запрос. А посетители, быстро нашедшие нужный товар или контент, оценят удобство взаимодействия, и значит, могут вернуться на сайт за новыми покупками и впечатлениями.    


Найдется всё: каким должен быть внутренний поиск по сайту?

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных