+7(343) 344-34-20
г. Екатеринбург, ул. Горького,
дом 65, офис 296
Online-заказ

Dark social: найти и обезвредить

1 Апреля 2016

Согласно исследованиям, все больше пользователей предпочитают делиться контентом не в социальных сетях, а в личной переписке. Почему это происходит, и как отследить такой трафик, расскажем в статье.

В чем проблема?

В 2014 году рекламная компания Radium One провела масштабное исследование и выявила, что во всем мире 69% контента распространяется с помощью e-mail, мессенджеров, чатов и мобильных приложений социальных сетей. Причем, 27% пользователей делятся ссылками только в личной переписке. В России подобных опросов не проводилось, но можно предположить, что и здесь количество пользователей, предпочитающих приватность, достаточно высоко.

Основной причиной такого поведения является специфика самих социальных сетей. Они давно перестали быть площадками для общения только с интересными и нужными людьми, и «в друзьях» у большинства пользователей числятся знакомые, с которыми давно утрачена настоящая связь, родственники из разных городов, коллеги, клиенты. Неудивительно, что далеко не каждую ссылку уместно показывать столь широкой аудитории. Поэтому пользователи не нажимают на заветную кнопку «поделиться», а просто копируют адрес страницы в строке браузера и отправляют его в письме или в сообщении приватного чата.      

С одной стороны, такая тенденция должна радовать: вероятность перехода по ссылке, отправленной конкретному человеку, возрастает многократно. Если пост в ленте новостей может просто затеряться, то личное сообщение почти наверняка будет прочитано. И, разумеется, человек, делящийся контентом таким способом, знает, что информация пригодится адресату.

Но ни один инструмент веб-аналитики не сможет показать, сколько посетителей приходит на сайт по личным рекомендациям друзей и родственников, и как они получают ссылку. Этот трафик определяется как «прямой», хотя на самом деле таковым не является. В результате отчеты по посещаемости сайта не дают точной информации, и маркетинговая стратегия должным образом не корректируется. Поэтому такое явление и получило название «dark social» - «темные медиа», контролировать которые почти невозможно. Но попытаться стоит.

Как обнаружить dark social?

Надо отметить, что в определенных тематиках dark social присутствует всегда. И порой весьма неожиданно. Так, исследование Radium One показало, что чаще всего люди приватно делятся публикациями, посвященными развлечениям (80%), карьере (78%) и путешествиям (78%). А вот контент о домашних животных и семейных отношениях опрошенные готовы распространять публично (84% и 63% соответственно). Вероятно, это связано с тем, что полезная информация о домашних делах актуальна почти для всех, а вкусы и жизненные цели у людей разные.

И в коммерческих тематиках доля dark social почти во всех случаях больше. Исключением стала только категория «shopping» - здесь количество приватных и публичных репостов почти одинаково (48% и 52% соответственно).

Единственный способ определить, делятся ли посетители сайта контентом в личной переписке, - посмотреть, по каким ссылкам совершаются «прямые» переходы. Поскольку «прямым трафиком» считаются переходы из закладок и адресной строки браузера, длинные URL могут быть признаком распространения контента «темными» способами. И если содержание страницы не предполагает ее хранения в закладках, можно сделать вывод, что ссылка была отправлена в личном сообщении.

Как управлять dark social?

Конечно, полностью контролировать такое распространение контента не получится. Кардинально решить проблему может только полный запрет на копирование содержания сайта, не «на словах», а с помощью специального кода. Но вряд ли такое нововведение понравится пользователям, привыкшим к самостоятельности на других сайтах.     

Частично проследить за публикациями можно с помощью инструмента «Компоновщик URL» в Google Analytics. Переходы на персональные URL-адреса страниц появятся в отчетах, даже если они были совершены в мобильных приложениях социальных сетей.

Неплохим решением могут стать дополнительные кнопки для распространения контента. Если предложить пользователям отправить ссылку по e-mail или в WhatsApp без лишних хлопот, появится возможность узнать, как часто посетители сайта пользуются dark social. Но такие кнопки должны быть заметны – просто скопировать и вставить ссылку в открытое «окошко» быстрее, чем разыскивать нужный мессенджер в списке доступных ресурсов.

В заключение

Исследование Radium One вызвало волну обсуждений и за рубежом, и в России. Стало ясно, что с dark social надо как-то взаимодействовать, не нарушая при этом границ личного пространства интернет-пользователей. Возможно, в будущем стоит ждать появления новых инструментов и интересных решений.         


Dark social: найти и обезвредить

 
ссылка на эту статью:

Обратная связь

Нажимая "отправить" я соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Положение об обработке персональных данных